Классификации видов мышления
Стоит сказать о том, что мыслительная деятельность имеет свою видовую структуру.
Классифицировать различные виды мышления можно по нескольким основаниям.
I. По форме:
По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии:
1. Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе манипулирования объектами окружающего мира. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.
Первичный вид мышления, возникающий у ребенка (до 2-3 лет), разбирающего, собирающего и зачастую ломающего игрушки с целью выяснения «что там внутри».
Данный вид мышления характеризуется рядом особенностей:
ü эгоцентричность (сам субъект, как носитель и партнер отображаемых отношений, находясь в нулевой точке системы отсчета, по существу не попадает в сферу отражения (выпадение носителя мысли из сферы отображения)).
Пример: при ответе ребенка на вопрос о числе братьев в семье - в это число ребенок себя не включает;
ü синкретизм (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета - коллекция случайных признаков);
ü трансдуктивный характер связи (от частного к частному);
ü отсутствие иерархии (родо-видовые отношения, частное-общее). Для н-д мышления существует своя система критериев: эффективность выполнения задач, скорость их решения, количество используемых ходов по отношению к требуемым и т.д.
Кроме того, стоит сказать о том, что этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
На рис. 1 изображена ситуация опыта с детьми младшего возраста. К правому плечу рычага прикреплена игрушка, привлекательная для ребенка, вызывающая желание ее достать. Положение игрушки на столе исключает возможность достать ее просто рукой. Единственный путь - воспользоваться рукояткой, прикрепленной к левому плечу. Естественно желание потянуть ручку к себе, но игрушка только отодвигается, нужно совершать движение, обратное тому, которое обычно совершается при притягивании вещей к себе. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением.
Это наглядно-действенное мышление, оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Кёлер, Н.Н. Ладыгина-Котс и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта (Тихомиров О.К., 2005). |
Рис. 1. Ситуация опыта по исследованию наглядно-действенного мышления
Наглядно-образное мышление – познание объективной реальности происходит на основании образов восприятия и наглядного представления объекта. Задачи решаются с помощью существующего реального объекта. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату.
Данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.
Формирование его происходит в возрасте от 2-3 до 6-7 лет. Связь мышления с практическими действиями у детей хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним, достаточно лишь иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. Также характеризуется синкретичностью, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.
2. Словесно-логическое (абстрактно-логическое, понятийное) мышление – отражение связей и отношений путем использования понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. При этом виде мышления устанавливаются такие явления, закономерности, причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному, наглядно-действенному и образному познанию. Например, термины «справедливость», «совесть», «степень» и «производная» и т.д. являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств. Кроме того, при изучении физики у человека формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник, которые позволяют усваивать новые знания, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий.
Формируется с 7 лет.
Отдельно обратим внимание на то, что развитие словесно-логического мышления не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида мышления. Так, существуют различные сферы деятельности, где необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного.
Описанная классификация не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций.
II. По степени развернутости:
1. Аналитическое мышление– осуществляется путем логических умозаключений, развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, осознается человеком.
2. Интуитивное– интуицию чаще связывают с прошлым опытом, о котором человек забывает, и подсознательно знает, что правильно именно так, а не иначе. Как правило, интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.
III. По степени новизны:
1. Репродуктивное– вид мышления, при котором воспроизводится уже имеющаяся информация, отсутствует степень новизны; повторяется ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой обработке. Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта. Например, учитель, обучая учеников таблице умножения, не вносит туда ничего нового, но в результате осмысления им методики преподавания появляются более эффективные приемы пояснения материала.
2. Продуктивное(творческое)– это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.
Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.
Дж. Гилфорд полагал, что особенностями творческого мышления являются:
ü оригинальность, необычность (нетривиальность) высказываемых идей, ярко выраженное стремление человека к интеллектуальной новизне. Творческие люди почти всегда и везде стремятся быть не таким, как все, стараются найти свое собственное, отличное от предлагаемых другими решение задачи;
ü семантическая гибкость – способность видеть проблему под новым углом зрения, обнаруживать новые способы использования известных объектов и новые решения, расширять сферу их функционального применения на практике. Творческие люди всегда могут найти неожиданные и оригинальные способы применения обычных предметов;
ü образная адаптивная гибкость – способность изменить свое восприятие проблемы таким образом, чтобы в уже известном увидеть новые, скрытые от непосредственное наблюдения стороны;
ü семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности такой, которая не содержит в себе очевидных намеков на искомое решение задачи. Иными словами, творческие люди способны видеть подсказки в решении задач там, где их не замечают большинство других людей.
IV. По способу решения задачи:
1. Конвергентное – осуществляется поиск единственно правильного решения задачи.
2. Дивергентное –происходитпоиск оригинального решения задачи из нескольких возможных вариантов («веерообразный» поиск).
V. По типу решаемых задач:
1. Теоретическое– познание законов и правил (открытие периодической системы Менделеева – продукт его теоретического мышления). Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.
2. Практическое– поиск средств для решения задачи, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи.