Способы подтверждения гипотез

Занятие 6.

Гипотеза

Цель:сформировать представление о гипотезе, ее структуре и функциях, сформировать представление о доказательстве и опровержении.

План:

1. Определение гипотезы.

2. Выдвижение, развитие и проверка гипотезы.

3. Доказательство; прямое и косвенное доказательство.

4. Опровержение.

5. Правила доказательства и опровержения.

Литература

1. Бартон В.И. Логика. – Минск, 2008.

2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. – Минск, 2007.

3. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

4.Гетманова А.Д. Логика. – М., 2008.

5. Демидов И.В. Логика. – М., 2006.

6. Ивин А.А. Логика. – М, 1999.

7. Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1994.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2008.

9. Королев Б.Н. Логика.- Курск, 1995.

10. Светлов В.А. Современная логика. – СПб, 2006.

11. Свинцов В.И. Логика.- М., 1987.

Текст:

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к зна­нию, от неполного знания к более полному; нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдви­гаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждени­ями.

Гипотеза— это научно обоснованное предположение о при­чинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий приро­ды, общества и мышления. Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение, от­ражает объективный мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Ее специфика не в том, что она отражает в материаль­ном мире, а в том, какотражает, т. е. предположительно, вероятно,а не категорически, не достоверно. Поэтому не случайно сам термин "гипотеза" в переводе с греческого оз­начает "предположение".

Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отли­чать от плодов беспочвенной фантазии в науке.

Существуют неверные гипотезы, например существовавшая до Коперника гипотеза неподвижности Земли.

Гипотеза является формой развития и естественных, и обще­ственных, и технических наук; с точки зрения логической струк­туры она не сводится к какой-то одной форме мышления: поня­тию, суждению или умозаключению, — а включает в свой состав все эти формы. Гипотеза возникает в следующих случаях:

Способы подтверждения гипотез - student2.ru когда известные факты недостаточны для объяснения причинной зависимости экономического явления, а есть не­обходимость в том, чтобы его объяснить;

—когда факты сложны и гипотеза может принести пользу как обобщение знаний в данный момент, как первый шаг к их разъяснению;

—когда причины появления фактов, недоступны опыту, а между тем их действия или следствия могут быть изучаемы.

Выдвигаемая на основе определенного знания об изучае­мом круге явлений гипотеза играет роль руководящего прин­ципа, направляющего и корректирующего дальнейшие на­блюдения и эксперименты.

Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна.О ней можно лишь сказать, что она неопределенна,т. е. лежит между ис­тинностью и ложностью (заблуждением).

Гипотеза прекращает свое существование в двух случа­ях: во-первых, когда она, получив подтверждение, превра­щается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится лож­ным знанием.

Гипотеза — это система понятий, суждений и умозаклю­чений. В отличие от каждой формы абстрактного мышления, она имеет сложный, синтетический характер. Ни одно от­дельно взятое понятие, суждение или умозаключение еще не составляет гипотезы, а только большую или меньшую еечасть.

Анализ различных гипотез позволяет выделить следую­щие элементы их логической структуры:

основание гипотезы — совокупность фактов или обо­снованных утверждений, на которых основывается предпо­ложение;

форму гипотезы — совокупность умозаключений, кото­рая ведет от основания гипотезы к основному предположению;

предположение (или гипотезу в узком смысле слова) — выводы из фактов и утверждений, выражающих содержа­ние гипотезы.

Будучи одинаковыми по логической структуре гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выпол­няемым функциям.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.

Общая гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности че­ловека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного харак­тера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Приме­ром общей гипотезы является гипотеза Демокрита об атомисти­ческом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию. В случае подтве­рждения общая гипотеза становится научной теорией.

Частная гипотеза— это научно обоснованное предположе­ние о причинах, происхождении и о взаимосвязях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, об­щественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы создаются для выяснения причин возник­новения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества.

Единичная гипотеза— научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипо­тезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называют­ся версиями. Версии бывают общие, объясняющие все преступле­ние в целом, частные, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдель­ные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.

По степени достоверностиразличают научные и рабо­чие гипотезы.

Научнойназывается гипотеза, объясняющая закономер­ности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

а) она должна быть единственным аналогом данного про­цесса, явления;

б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств;

в) она должна быть способной предсказывать новые явле­ния, не входящие в число тех, на основе которых она стро­илась.

Рабочая гипотеза— это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы; выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действи­тельные причины исследуемых явлений, а служит лишь ус­ловным допущением, позволяющим сгруппировать и систе­матизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

По содержаниюразличают описательные и объяснитель­ные гипотезы. Описательнаягипотеза — это предположение о существовании того или иного явления или связи. Объяснительнаягипотеза — пред­положение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.

Рассмотрим некоторые различиямежду научной гипотезой и версией:

а) предмет научной гипотезы — законы развития приро­ды и общества. Гипотезы создаются для объяснения значи­тельных событий и явлений, обосновываются длительным наблюдением. Предмет версий — отдельные единичные яв­ления и факты, порой весьма незначительные. При построе­нии версии не ставится цель открыть ту или иную закономер­ность. Версия имеет более скромную познавательную задачу —
объяснить отдельное, неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосновывается версия сравнительно огра­ниченным кругом наблюдений;

б) научные гипотезы могут существовать и разрабатывать­ся длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий пери­од времени;

в) научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна. Версия в конкретном исследовании, одна существовать не может. По каждому изучаемому явлению выдвигается несколько версий.

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяс­нить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем анализ их совокупности. Чтобы подкрепить вы­двигаемую гипотезу, проводят дополнительные научные экспери­менты или эксперименты в ходе следственной практики.

Следующей задачей является синтез фактов и формулировка гипотезы. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям. Мо­гут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объяс­няющие одно и то же явление. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов, которые подвергались анализу, а также была по возмож­ности простой по форме их обоснования.

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов

Способы подтверждения гипотез - student2.ru Способы подтверждения гипотез - student2.ru Способы подтверждения гипотез - student2.ru 1-й этап.Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап.Формулировка гипотезы (или гипотез), т. е. пред­положений, которые объясняют данные факты.

3-й этап.Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

4-й этап.Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с на­учными законами.

5-й этап.Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипо­тезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Способы подтверждения гипотез

1. Самый действенный способ подтверждения гипотезы —
обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства,
которое служит причиной рассматриваемого явления.

Примерами могут служить открытие планеты Нептун, об­наружение ряда островов в Северном Ледовитом океане, от­крытие явления искусственной радиоактивности и др.

2. Основной способ подтверждения гипотез — выведение сле­дствий и их верификация.

В процессе верификации большая роль принадлежит различ­ным экспериментам: в космосе, полевым опытам в сельском хозяйстве, поиску новых материалов, лекарств, реактивов, спосо­бов лечения болезней у людей, животных и растений, педагоги­ческим экспериментам и другим их видам. Эксперимент учитыва­ет чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не­дорого. Так, например, планируется ход эксперимента в медици­не при оценке последствий приема лекарств для выбора оп­тимальной тактики лечения.

Заключение в умозаключении от утверждения следствия к ут­верждению основания является вероятным. Но подтверждение гипотезы на основании верификации ее следствий осуществляется именно этим способом, поэтому надо брать всю совокупность взаимосвязанных следствий, и тогда гипотеза однозначно будет вызываться только данной совокупностью следствий, а поэтому заключение будет не вероятным, а достоверным.

Указанные два способа являются прямыми способами пре­вращения гипотезы в достоверное знание.

3. Одним из косвенных способов подтверждения гипотезы является умозаключение по разделительно-категорическому сил­логизму (отрицающе-утверждающему модусу). Структура его та же, что и при косвенном доказательстве.

Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы, причем дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой; во-вторых, следует опровергнуть все ложные гипотезы. Косвенный метод подтверждения гипотез мо­жет использоваться в следственной практике, давая достоверный вывод.

Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения (фальсификации) их следствий. При этом может обнаружиться, что многие или все необходимые следствия рассматриваемой гипотезы не имеют места в действительности. Кроме того, воз­можно, будут найдены факты, противоречащие выведенным сле­дствиям.

Опровержение гипотез происходит в форме отрицающего мо­дуса (modus tollens) условно-категорического умозаключения, имеющего форму. Этот модус всегда дает до­стоверное заключение.

Способы подтверждения гипотез - student2.ru Способы подтверждения гипотез - student2.ru При более точном выражении эта структура опровержения совпадает по формуле не с правилом modus tollens, имеющим только одно основание и одно следствие, а с простой деструктив­ной дилеммой, или трилеммой, или полилеммой, в зависимости от того, сколько следствий вытекает из данной гипотезы: два, три или более. Чем большее число следствий отсутствует, тем выше степень опровержения высказанной гипотезы. Гипотеза окон­чательно опровергнется, если обнаруживаются факты, обстояте­льства, явления, противоречащие вытекающим из данной гипо­тезы следствиям.

Познание отдельных предметов, их свойств происходит по­средством форм чувственного познания (ощущений и воспри­ятий). Мы видим, что этот дом еще не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и т. д. Эти истины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Однако во многих случаях, напри­мер на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, в судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, нам приходится доказывать, обосновывать вы­сказанные нами суждения. Доказательность — важное качество правильного мышления.

Доказательство и аргументация тесно связаны, но не тождест­венны.

Аргументация — способ рассуждения, включающий доказате­льство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого до­казывающего, так и оппонентов; обосновывается целесообраз­ность принятия тезиса с целью выработки активной жизненной позиции и реализации определенных программ действий, вытека­ющих из доказываемого положения. Понятие «аргументация» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство»: целью доказательства являете» установление истинности тезиса, аце­лью аргументации еще и обоснование целесообразности приня­тия этого тезиса, показ его важного значения в данной жизненной ситуации и т. д. В теории аргументации «аргумент» также пони­мается шире, чем в теории доказательства, ибо первый включает не только аргументы, подтверждающие истинность тезиса, но и аргументы, обосновывающие целесообразность его принятия, демонстрирующие его преимущества по сравнению с другими подобными утверждениями (предложениями). Аргументы в про­цессе аргументации гораздо разнообразнее, чем в процессе до­казательства.

Форма аргументации и форма доказательства также не со­впадают полностью. Форма аргументации, так же как и форма доказательства, включает в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные, по аналогии) или их цепь, но, кроме того, сочетая доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргументатор не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его или являющую­ся свидетелем дискуссии аудиторию в правильности своего тези­са, стремится сделать их своими единомышленниками.

Теория доказательства и опровержения является в современ­ных условиях средством формирования научно обоснованных убеждений. В науке ученым приходится доказывать самые раз­личные суждения, например суждения о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаружен­ные при археологических раскопках, об атмосфере планет Со­лнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о направлении развития ЭВМ, об осуществлении долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованы.

Доказательство — это совокупность логических приемов обо­снования истинности тезиса.

Во-первых, под доказательством понимают факты, при помощи которых обосновывается истинность или ложность того или иного суждения.

Во-вторых, "доказательство" означает источники сведе­ний о фактах: летописи, рассказы свидетелей, мемуары, документы и т. д. Например, ценным ис­точником доказательства являются документы.

В-третъих, "доказательство" — это процесс мышления. В логике данный термин употребляется именно в этом зна­чении.

Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и об­щественно-исторической практики, убеждения же могут быть ос­нованы, например, на религиозной вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода со­физмах. Поэтому убедить — еще не значит доказать.

Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать. Основной тезис— это положение, которому подчинено обоснование ряда других положений. Частный тезис — это такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что при его помощи доказывается основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргумен­том для обоснования основного тезиса.

Ар­гументы— это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Формой доказательства, или демо­нстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

Различают несколько видов аргументов.

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргумен Способы подтверждения гипотез - student2.ru там относится так называемый фактический материал, т. е. ста­тистические данные о населении, территории государства, коли­честве вооружения, свидетельские показания, подпись лица на документе, научные данные, научные факты. Роль фактов в обо­сновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика.

2. Определения как аргументы доказательства. Определения
понятий формулируются в каждой науке.

3. Аксиомы и постулаты. В математике, механике, теоретичес­кой физике, математической логике и других науках кроме определений вводят аксиомы. Аксиомы— это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательстваПостулаты— это исходные допущения, принимаемые без доказательств.

4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут вы­ступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и дру­гих наук, теоремы математики (как классической, так и конст­руктивной). Законы материалистической диалектики также могут служить аргументами в процессе доказательства. Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства. Распространенный вид аргумен­тов —цифровойматериал.

В ходе доказательства какого-либо тезиса может использо­ваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

Демонстрацией (или формой доказательства) называет­ся способ логической связи тезиса с аргументами. Тезис и аргументы доказательства по своей логической форме — суждения. Выраженные в грамматических предложениях, они воспринимаются нами непосредственно: тезис и аргу­менты можно увидеть, если они написаны, услышать, если они произнесены.

Однако тезис и аргументы сами по себе, вне логической связи друг с другом, еще не составляют доказательства. Аргументы начинают приобретать определенное значение, когда мы выводим из них тезис. Процесс выведения тезиса из аргументов и есть демонстрация. Она всегда выражается в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозак­лючение, но чаще — цепочка умозаключений. Обоснование тезиса может принимать форму дедукции, индукции или ана­логии, которые применяются самостоятельно или в различ­ных сочетаниях. При этом особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тези­сом доказательства, является заключением и формулирует­ся заранее, а суждения об аргументах, которые служат по­сылками, остаются неизвестными и подлежат восстановле­нию. Таким образом, в процессе доказательства по известному заключению (тезису) восстанавливаются посылки вывода (ар­гументы).

Доказательства по форме делятся на прямыеи непрямые (косвенные). Прямоедоказательство идет от рассмотрения ар­гументов к доказательству тезиса, т. е. истинность тезиса непо­средственно обосновывается аргументами. Схема этого доказате­льства такова: из данных аргументов (а, b, с.) необходимо следует доказываемый тезис q. По этому типу проводятся до­казательства в судебной практике, в науке, в полемике и т. д. Широко используется прямое доказательство в статистичес­ких отчетах, в различного рода документах, в постановлениях, в художественной и другой литературе.

Непрямое (косвенное) доказательство — это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса. Если тезис обозначить бук­вой а, то его отрицание не-а будет антитезисом, т. е. проти­воречащим тезису суждением.

Апагогическое косвенное доказательство (ила доказательство «от противного») осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто использует­ся в математике.

Пусть а — тезис, который надо доказать. Предполагаем от противного что а ложно, т. е. истинно не-а. Из допущения не-а выводим следствия, которые противоречат действительности или ранее известным теоремам. Имеем а v ┐а, при этом а ложно, значит, истинно его отрицание, т. е. а, которое по закону двузначной классической логики (┐а→а) дает а. Значит, истинно а, что и требовалось доказать.

Разделительное доказательство (методом исключения). Анти­тезис является одним из членов разделительного суждения, в ко­тором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы, например:

Преступление могли совершить только либо А, либо В, либо С.

Доказано, что не совершали преступление ни А, ни В.

Способы подтверждения гипотез - student2.ru Преступление совершил С.

Истинность тезиса устанавливается путем последовательного доказательства ложности всех членов разделительного суждения, кроме одного.

Здесь применяется структура отрицающе-утверждающего мо­дуса разделительно-категорического силлогизма. Заключение бу­дет истинным, если в разделительном суждении предусмотрены все возможные случаи (альтернативы), т. е. если оно является закрытым (полным) дизъюнктивным суждением.

Разделительное подтверждение тезиса применяется, ког­да можно быть уверенным, что доказываемое положение входит в число всех рассматриваемых возможностей. Кос­венное подтверждение тезиса этим способом ведется так: одна за другой исключаются все альтернативы, кроме одной, ко­торая и является доказываемым тезисом.

Косвенное подтверждение тезиса — это эффективное средство обоснования выдвигаемых положений. Однако его специфика в определенной мере ограничивает использова­ние в мыслительной деятельности. Имея дело с этим доказательством, мы все время вынуждены сосредото­чивать свое внимание не на тезисе, истинность которого сле­дует обосновать, ана отрицании других положений, являю­щихся ошибочными предположениями. Вот почему, когда та­кое доказательство проведено, ход его иногда рекомендуют тут же забыть, оставив в памяти только подтвержденный те­зис. Необходимо отметить, что найденное подтверждение ка­кого-то положения, как правило, удается перестроить в пря­мое подтверждение этого же положения.

Опровержение— логическая операция установления ложно­сти или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Опровержение должно показать, что: 1) неправильно постро­ено само доказательство (аргументы или демонстрация); 2) вы­двинутый тезис ложен или не доказан.

Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опровержения. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения.

Существуют три способа опровержения: 1) опровержение те­зиса (прямое и косвенное); 2) критика аргументов; 3) выявление несостоятельности демонстрации.

Опровержение тезиса осуществляется с помощью следующих трех способов (первый — прямой способ, второй и третий — косвенные способы).

1. Способы подтверждения гипотез - student2.ru Опровержение фактами — самый верный и успешный спо­соб опровержения. Ранее подробно говорилось о роли подбора фактов, о методике оперирования ими; все это должно учитывать­ся и в процессе опровержения фактами, противоречащими тезису. Должны быть приведены действительные события, явления, ста­тистические данные, результаты эксперимента, свидетельские по­казания, научные данные, которые противоречат тезису, т. е. опровергаемому суждению.

2. Установление ложности (или противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса. Доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, противоречащие истине. Этот прием назы­вается «сведение к абсурду».

3. Опровержение тезиса через доказательство антитезиса. По отношению к опровергаемому тезису (суждению а) выдвигается противоречащее ему суждение (т. е. не-а), и суждение не-а (ан­титезис) доказывается. Если антитезис истинен, то тезис ложен, третьего не дано.

Критика аргументов. Подвергаются критике аргументы, которые были выдвинуты оппонентом в обоснование его тезиса. Доказывается ложность или несостоятельность этих аргументов.

Ложность аргументов не означает ложности тезиса: тезис может оставаться истинным.

Нельзя достоверно умозаключать от отрицания основания к отрицанию следствия. Но достаточно бывает показать, что тезис не доказан. Иногда бывает, что тезис истинен, но человек не может подобрать для его доказательства истинные аргументы. Случается и так, что человек не виновен, но не имеет достаточ­ных аргументов для доказательства этого.

Выявление несостоятельности демонстрации. Этот способ опровержения состоит в том, что показываются ошибки в форме доказательства. Наиболее распространенной ошибкой является подбор таких аргументов, из которых истин­ность опровергаемого тезиса не вытекает. Доказательство может быть построено неправильно, если нарушено какое-либо правило дедуктивного умозаключения.

Обнаружив ошибки в ходе демонстрации, мы опровергаем ее ход, но не опровергаем сам тезис. Доказательство же истинности тезиса обязан дать тот, кто его выдвинул.

Часто все перечисленные способы опровержения тезиса, ар­гументов, хода доказательства применяются не изолированно, а в сочетании друг с другом.

Правила доказательного рассуждения.Если будет нарушено хотя бы одно из перечисленных ниже правил, то могут произойти ошибки, относящиеся к доказыва­емому тезису, аргументам или к самой форме доказательства.

Наши рекомендации