В чём причина относительности человеческих знаний?
1) Мир бесконечно изменчив.
2) Познавательные возможности человека ограничены.
3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
4) Особенности познавательной деятельности человека.
ограниченность общественно-исторической практики как основы познания.
Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы:
1) сама природа человека (ограниченность его ума и несовершенство органов чувств
2) индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
3) Идолы рынка порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;
4) слепая вера в авторитет личностей и теорий.
Гносеологический оптимизм акцентирует победы познания над хао-
сом незнания, океаном невежества. Так, уже классик античной философии
Аристотель создал целую науку — логику, которая формулирует правила и
законы доказательного, последовательного мышления (сочинения, объеди-
нённые общим названием “Органон” — инструмент, способ познания).
Интеллект, разум, по Аристотелю, — главные преимущества человека над
животными.
Итак, с точки зрения гносеологического оптимизма человеческое по-
знание в принципе, в конечном счете правильно отражает мир и руководит
его преобразованием. Власть разума над природой и обществом будет рас-
ти.
Гносеологический пессимизм обращает наше внимание на трудности
познания, стремится обозначить его пределы. Античный скептицизм (греч.
skepsis — рассматривание, оглядывание, сомнение) в лице Пиррона и его
последователей выражал сомнения в надёжности наших органов чувств
(дальтоники, больные ощущают совсем не то, что нормальные люди — где
гарантия, что ощущения этих последних адекватны реальным свойствам
вещей, раз, допустим, палка, опущенная в воду, кажется сломанной?) и
особенно логических рассуждений (всякому суждению можно противопос-
тавить прямо противоположное; не лучше ли в таком случае вообще воз-
держиваться от суждений?).
Сомнения скептиков в познании доводят до его полного отрицания
представители агностицизма ( греч. “a” — не + “gnosis”). Так, английский
мыслитель Дэвид Юм (1711–1776) писал: “Природа держит нас на почти-
тельном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание не-
многих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и прин-
ципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”.
Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) предложил
различать в объекте познания две стороны: «вещи для нас» или феномены
— их познать мы в силах и постепенно это делаем; и «вещи в себе» или же
ноумены, которые остаются в принципе непознаваемы, поскольку неадек-
ватны человеческим способностям к познанию. Так что силы разума имеют
свои границы; абсолютное познание невозможно ни в одной области.
Таким образом, скептики и агностики предупреждают нас от наивной
веры в простоту и автоматичность познания. Познание — драматическая
борьба человечества за истину и в этой борьбе победы чередуются с пора-
жениями.
Выводы из многовекового спора о познаваемости мира можно сде-
лать примерно такие:
познание сущностей, законов и принципов природных и социаль-
ных процессов возможно, но постепенно и бесконечно; время от времени
приходится менять сами правила познания, чтобы осмыслить новые для
человечества уровни реальности;
в составе нашего знания всегда сочетаются объективные и субъек-
тивные элементы; одни невозможны без других; в одних познавательных
ситуациях больше объективного, в других субъективного;
знание причудливо взаимосвязано с незнанием; последнее не толь-
ко вредно, но и полезно в каких-то ситуациях; лишнее, опасное знание мо-
жет быть хуже незнания в каких-то вопросах; всеведение никому не дос-
тупно и потому знание всегда дополняется и усиливается оправданной ве-
рой человека в некие ценности и идеалы, рационально полностью не обос-
новываемые;
наконец, стоит признать, что справиться со всё новыми и новыми
проблемами (в том числе теми, которые порождены открытиями и дости-
жениями познания) можно только одним путём — продолжения и усовер-
шенствования познания, а не отказа от знания, поисков истины.__
Агностицизм
(греч. а — отрицание, gnosis — знание) — философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно — выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно сенсибельное или интеллигибельное.
Релятивизм
(лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Такая т. зр. ярко выражена уже в философии Горгия, хотя у него Р. имел положительное значение для развития диалектики. В целом же Р. характерен для агностических и субъективно-идеалистических систем. Он был, напр., одним из гносеологических источников физического идеализма. Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле отрицания объективной истины. В совр. западной философии Р. проявляется в отрицании объективных исторических законов (Абсолютная и относительная истина).