Механизмы создания образов воображения
Основным механизмом создание образов воображения, является преобразование представлений в ходе аналитико-синтетической деятельности она протекает в различных формах:
1. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.
2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение объекта и изменение его отдельных частей (великан, мальцик-спальчик)
3. Схематизация – отдельные конкретные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают более четко.
4. Типизация – выделение существенного повторяющегося в однородных образах.
5. Заострение – подчеркивание каких либо отдельных признаков (пародии, шаржи)
ИНТЕЛЛЕКТ
В настоящее время существует множество определений интеллекта. Длительное время существовало два подхода к пониманию интеллекта.
При первом подходе интеллект понимается как наследственная черта, связанная со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы, поэтому показателем интеллекта служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач.
Второй подход характерен для учёных, разрабатывающих первые тесты для определения уровня общего интеллекта (Бене, Симон, 1905 год). Они считали, что человек обладающий интеллектом, правильно судит, понимает, размышляет и благодаря здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни.
В настоящее время большинство психологов рассматривает интеллект как способность индивида адаптироваться к окружающей среде. Хотя, компоненты интеллекта и способы их оценки всё ещё вызывают споры.
Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
В широком смысле слова – это совокупность всех познавательных функций индивида (ощущений, восприятия, мышления, воображения).
В узком смысле слова – это только мышление, отождествляется с системой умственных операций, эффективностью индивидуального подхода к ситуации, с биопсихической адаптацией к наличным обстоятельствам жизни.
Структура интеллекта.
В психологии рассматривают общий интеллект и другие виды интеллекта, определяющиеся преобладанием тех или иных способностей. Общий интеллект определяет то, как человек адаптируется в окружающей среде.
Терстоун (1938г.) выделяет 7 специфических особенностей интеллекта:
· счётная,
· вербальная гибкость,
· вербальное восприятие,
· пространственная ориентация,
· память,
· способность к рассуждению,
· быстрота восприятия.
Гилфорд (1959) выделил 120 таких особенностей и, в частности, социальный интеллект.
Айзенк считает, что скорость протекания умственных процессов и является той психической характеристикой, которая в значительной степени определяет успех или не удачу человека в деятельности, т.е. он отождествляет интеллект со скоростью протекания мыслительных реакций. Он рассматривает общий интеллект и 3 вида специального (математический, вербальный и зрительно-пространственный).
Интеллектуальное поведение всегда содержит, в том числе автоматические, стереотипные компоненты в виде частичных операций, включающихся в выполнение интеллектуальных действий.
С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. В поведении, основанном на навыках, на выработавшихся в процессе индивидуального развития функциональных стереотипах, последующий акт поведения повторяет предыдущий. Если в инстинктивных реакциях поведение было скованно видовым прошлым, то в навыках оно связано индивидуальным прошлым. Реагируя на настоящую ситуацию стереотипной ситуацией, индивид реагирует на неё ка на прошлую, адекватно относясь к ней лишь поскольку она является повторением прошлой. Отсюда неизбежные противоречия между поведением и объективными условиями ситуации, в которой она совершается. По мере развития интеллектуальной деятельности это противоречие разрешается. С развитием интеллектуальной деятельности каждый акт поведения приобретает значительную вариативность. В результате возникают внутренние предпосылки для более адекватного регулирования поведения в соответствии с новыми, изменяющимися условиями внешней, объективной ситуации.
«Разумное» поведение, связанное с развитием интеллекта, обычно противопоставляется инстинкту и навыку. Вместе с тем, элементы разумности интеллекта имеются и внутри инстинкта и навыка. Вся история развития инстинктов и навыков, особенно на высших ступенях, неразрывно сплетается с развитием интеллекта, на каждой ступени, в новых формах обнаруживая и противоречия, их единство и взаимопереход друг в друга.
«Разумность» поведения зависит, прежде всего, от характера восприятия.
Способность дифференцировать предметы в ситуации и реагировать на их соотношения, является первичной предпосылкой интеллекта в широком, неспецифическом смысле слова. Ядро же собственно интеллекта составляет способность выделить в ситуации её существенные для действия свойства в их связях и отношениях и привести своё поведение в соответствие с ними.
Существенные же связи основаны на реальных зависимостях, а не на случайных совпадениях. Выделить существенные для действия реальные зависимости можно только изменяя ситуацию, т.е. воздействуя на неё. Поэтому развитие интеллекта обусловлено развитием двигательного аппарата, как периферического, так и центрального.
Существующей биологической предпосылкой развития интеллекта является развитие руки и зрения, способности производить действия, изменяющие ситуацию под контролем зрения, и таким образом, наблюдать результаты собственного воздействия на окружающий мир: образ действия в не меньшей мере определяет образ познания, чем образ познания – образ действия.
В силу этой зависимости развития интеллекта от развития руки и зрения, от особенности активно воздействовать на окружающее и наблюдать результаты этого воздействия биологические предпосылки интеллекта зарождаются у обезьян, у которых впервые развивается манипулирование под контролем высокоразвитого зрения. Интеллект, в специфическом смысле слова развивается у человека в ходе исторического развития в ходе труда. Изменяя в своей общественно-трудовой деятельности действительность, человек познаёт её и, познавая, изменяет. Интеллект человека, служащий для познания действительности и руководства действием, формируется в процессе воздействия на действительность.
Интеллектуальная деятельность характеризуется не только своеобразными механизмами, но и специфической мотивацией.
Интеллектуальна деятельность, выступает в виде:
· любопытства,
· любознательности,
· специфической познавательной формы интереса к окружающему.
Этот интерес, любознательность являются потребностью, которая возникает в процессе деятельности, изменяющей окружающие предметы.
Исследовательский импульс – это, прежде всего, интерес к предмету, порождённый теми изменениями, которым он подвергается в результате воздействий на него: познавательный, теоретический интерес зарождается в практической деятельности.
Интеллект и «РАЗУМНАЯ» деятельность с ним связанная, являются продуктами длительного развития. Но возникнув в результате развития, они сами развиваются.
Развитие интеллекта выражается:
1. В изменениях не только количественных, но и качественных самого интеллекта. Изменяется как содержание, так и форма интеллектуальной деятельности: в смысле содержания интеллектуальные операции проникают во все более глубокие слои сущего, по мере того как развиваются формы действенного проникновения в окружающее и изменение действительности.
Анализ и синтез зарождаются в действии и сначала производятся как практические анализ и синтез. В дальнейшем у человека практические операции становятся не только практическими (вплетёнными в структуру действия), а так же и теоретическими, всё более опосредованными.
2. В изменении и других форм поведения. Инстинкт, приобретая всё более лабильные формы, переходит во влечение, в котором закреплён лишь исходный импульс действия и завершающий его осуществление акт. Весь промежуточный процесс, от которого зависит, будет ли впечатление удовлетворено, когда, как и при каких условиях, переходит уже к интеллекту.
Навык перестраивается не менее радикально: у человека появляются навыки, которые целиком строятся на основе интеллектуальной деятельности, посредством специальной тренировки или упражнения в навык превращается интеллектуальная операция.
3. Изменяются и взаимоотношения между интеллектом, навыком и инстинктом. Сначала элементы интеллекта заключены внутри инстинкта и навыка, проявляясь в нестрого стереотипных, изменяющихся применительно к ситуациям, формах как одного, так и другого.
Навык, как индивидуально приобретаемая форм поведения, изменяющаяся под влиянием личного опыта, особенно близок к интеллекту. На первых этапах развития интеллектуальности навык, и элементарные зачатки интеллекта находятся в единстве. Это недифференцированное единство развивается, и развитие идёт по двум направлениям – с одной стороны, дифференцируются высшие специфические формы интеллекта, с другой – все ещё относительно рутинные навыки, более или менее косные автоматизмы. В результате единство между различными формами психики и поведения не прерывается, а становится лишь более дифференцированным.
Сегодня «интеллект» - это скорее абстрактное понятие, объединяющее множество факторов, а не что-то конкретное, что можно измерить.
Интеллект (от лат. Intellectus – ум, разум, рассудок) – структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям.
Интеллект – это устойчивая структура умственных способностей индивида, выражающая уровень его познавательных возможностей и особенностей протекания мыслительных процессов, механизмов психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, включённость индивида в социокультурный опыт социума.
«Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер).
Таким образом, интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Качества интеллекта:
1. Пытливость ума – это стремление разносторонне узнать то или иное явление в его существенных отношениях. Это качество лежит в основе активной познавательной деятельности.
2. Глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
3. Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления.
4. Логичность мышления – это свойство появляется в строгой последовательности рассуждений, учёте всех существенных сторон в исследуемом объекте.
5. Доказательность мышления – способность использовать в нужный момент такие факты и закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
6. Критичность мышления – это умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
7. Широта мышления – способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а так же в умении видеть новые проблемы.