Максимальное количество – 10 баллов
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Г.
Русский язык, 9 класс
Школьный этап
Время выполнения работы –3 астрономических часа (180 мин.)
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Приобретение, медикаменты, клала, созыв, симметрия, перчить, сегмент, эксперт. 8 баллов
2. Распределите слова по двум группам в зависимости от их этимологического значения. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что все эти слова восходят к одному корню? Свое мнение обоснуйте.
Судно (морское), суд, суждение, судилище, рассудок, осуждение, предрассудки, посуда, суженый, судки, сосуд, судьба.
10 баллов
3. Прочитайте слова на чешском языке (чешская буква ř произносится как [рж], h произносится как гортанный [х], ě читается как русское [jэ], ou – как [оу]. ). Выделите в этих словах общий словообразовательный элемент, попытайтесь сформулировать его значение. Подберите к данному сочетанию наиболее точный русский эквивалент, приведите примеры русских слов с данным словообразовательным элементом.
Předkrm (закуска), předklon (поклон), předseda (председатель),
předpokoj (прихожая), předběhnout (обогнать)10 баллов
4.Допишите пословицы
а) Чем дальше в лес… в) Милости прошу к нашему шалашу…
б) Голод не тётка… г) Человек неучёный… 4 балла
5. Какие словари нужно использовать при подготовке следующих заданий:
а) какие значения имеют слова гореть, крутой?
б) что означаютвыражения потемкинские деревни, филькина грамота?
в) правильно поставьте ударения в словах отрочество, камбала?
г) продолжите синонимический ряд: идти, шагать …
д) постройте словообразовательные цепочки из слов домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание, домовитый, бездомный, бездомность, дом;
е) каково происхождение слов калач, подушка?
Какие сведения вы предполагаете обнаружить в этих словарях?
До 12 баллов
6. С какими из слов, помещенных в скобках, сочетаются данные слова? Запишите возможные словосочетания. В каких лексических отношениях находятся выделенные слова?
Плата/оплата (за проезд, перевода, за квартиру, счета, за ошибку).
Одеть/ надеть (носки, куклу, пальто, ребенка, невесту к венцу, часы, ботинки).
Масленый/ масляный( блин, грибок, краски, пятно).
Благодарный/благодарственный(письмо, взгляд, чувство, телеграмма, выражение лица) 23 балла
7. Какое языковое явление наблюдается в отрывке?
С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив?(С.Есенин)2 балла
8. Во многих европейских языках понедельник называется днем Луны (нем. Montag, англ. Monday, франц. Lundi), а воскресенье - днем Солнца( нем. Sonntag, англ. Sunday). А почему в русском языке понедельник и воскресенье называются именно так? 4 балла
9. Маленькие дети нередко создают свои, несуществующие слова. Почему мы можем их понять? Укажи, от каких слов образованы такие детские словечки: Дождь налужил, улица обснегилась, мальчик приудобился, он меня чаянно стукнул, я ещё не отсонилась, надо этот гвоздик замолоточить, оручее радио, я намакаронилась, исчезлая собака.
Какой детский писатель собирал подобные слова? 10 баллов
В роли каких членов предложения может выступить слово «КОТОРЫЙ»? Приведите примеры простых и сложных предложений, употребив в них данное слово в разных синтаксических функциях. 10 баллов
Исправьте ошибки в приведенном ниже документы, переписав его заново.
Директору МБОУ СОШ № 1122 Михайловой Марине Васильевне От Пети Ковалева Ученика 9 «А» класса Объеснительная. Я Петя Ковалев извиняюсь за пропущенное занятие по дисциплине «риторика» по уважительной причине. Потому что я был у врача. Вы можете позвонить врачу. Он потвердит. Ученик 9 «А» класса Петр Ковалёв |
Баллов
Напишите текст в публицистическом стиле «ЗА» и «ПРОТИВ» компьютера» 10 баллов
Ключи.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
ПриобретЕние, медикамЕнты, клАла, созЫв, симмЕтрия, пЕрчить, сегмЕнт, экспЕрт. 8 баллов
2. Распределите слова по двум группам в зависимости от их этимологического значения. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что все эти слова восходят к одному корню? Свое мнение обоснуйте.
Судно (морское), суд, суждение, судилище, рассудок, осуждение, предрассудки, посуда, суженый, судки, сосуд, судьба.
Ответ:Группа 1 (емкость): судно (морское), посуда, судки, сосуд.
Группа 2 (совместное обсуждение, решение): суд, судилище, рассудок, суждение, предрассудок, осуждение, суженый, судьба.
Л. Успенский «Этимологический словарь школьника»: «Древнерусский язык знал два слова "с дъ": одно значило "посудина", "сосуд", другое - "тяжба" и "учреждение, разрешающее споры и карающее за преступления". Разница по смыслу чрезвычайная, а происхождение - одно. Это просто два очень далеко разошедшихся значения одного и того же слова. Первоначально "сдъ" сложилось из предлога "с" и индоевропейского существительного *"dhos" (из "dhe", которое мы видим в словах "дело", "деть"). Значение было - "со-деянное". Но это могло быть понятно и как "то, что сделано совместно", как "общее решение, суждение" и как "с(о)-деланный сосуд"). Так из одного слова возникло два».
Оценка: по 0,5 баллов за каждое верно отмеченное слово (всего – 6 баллов) + 4 балла за указание на происхождение от одного корня. Всего: 10 баллов.
3. Прочитайте слова на чешском языке (Чешская буква ř произносится как [рж], h произносится как гортанный [х], ě читается как русское [jэ], ou – как [оу]. ). Выделите в этих словах общий словообразовательный элемент, попытайтесь сформулировать его значение. Подберите к данному сочетанию наиболее точный русский эквивалент, приведите примеры русских слов с данным словообразовательным элементом.
Předkrm (закуска), předklon (поклон), předseda (председатель),
předpokoj (прихожая), předběhnout (обогнать)10 баллов
Ответ:.Общий элемент – приставка před- (2 балла), эквивалентная русской приставке пред-, перед- (2 балла) со значением «находиться впереди» (2 балла). Буквальный перевод: předkrm – перед кормом, т.е. основной едой; předklon (наклон вперед); předseda (сидящий впереди); předpokoj (впереди, перед комнатой), předběhnout (убежать вперед).
Русские слова: предсказание, предположение.
4.Допишите пословицы
а) Чем дальше в лес, тем больше дров б) Голод не тётка – пирожка не подсунет.
в) Милости прошу к нашему шалашу со своим пятаком.
г) Человек неучёный что топор неточёный. 4 балла
5. Какие словари нужно использовать при подготовке следующих заданий:
а) какие значения имеют слова гореть, крутой?Толковый словарь указывает лексическое значение слов
б) что означают выражения потемкинские деревни, филькина грамота? Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний.
в) правильно поставьте ударения в словах отрочество, камбала? В орфоэпическом словаре указываются места ударения и особенности произношения слов.
г) продолжите синонимический ряд: идти, шагать …Словарь синонимов содержит списки синонимов, их различия, примеры употребления каждого из синонимов.
д) постройте словообразовательные цепочки из слов домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание, домовитый, бездомный, бездомность, дом ;Словообразовательныйсловарь показывает словообразовательные гнезда однокоренных слов, можно узнать, как и от какого слова образовано слово.
е) каково происхождение слов калач, подушка? В этимологическом словаре указывается происхождение слов, родственники слов.
Какие сведения вы предполагаете обнаружить в этих словарях? До 12 баллов
6. С какими из слов, помещенных в скобках, сочетаются данные слова? Запишите возможные словосочетания. В каких лексических отношениях находятся выделенные слова?
Плата/оплата(за проезд, перевода, за квартиру, счета, за ошибку).
Одеть/ надеть (носки, куклу, пальто, ребенка, невесту к венцу, ботинки, часы).
Масленый/ масляный( блин, грибок, краски, пятно).
Благодарный/благодарственный(письмо, взгляд, чувство, телеграмма, выражение лица)
Паронимы– слова однокоренные, с разными суффиксами или приставками и с разным лексическим значением. 23 балла
7. Какое языковое явление наблюдается в отрывке?
С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив?(С.Есенин) 2 балла
Ответ: Грустная радость – пример оксюморона. В этом виде тропа соединяются в одном выражении логически несовместимые понятия, контрастные друг другу: живой труп, далёкое близкое, горячий снег.
8. Во многих европейских языках понедельник называется днем Луны (нем. Montag, англ. Monday, франц. Lundi), а воскресенье - днем Солнца ( нем. Sonntag, англ. Sunday). А почему в русском языке понедельник и воскресенье называются именно так? 4 балла
Ответ: В древнерусском языке воскресенье называлось неделей от выражения «не делать». Новое название свободного, нерабочего дня появилось в честь воскресения Иисуса Христа.
9. Маленькие дети нередко создают свои, несуществующие слова. Почему мы можем их понять? Укажи, от каких слов образованы такие детские словечки: Дождь налужил, улица обснегилась, мальчик приудобился, он меня чаянно стукнул, я ещё не отсонилась, надо этот гвоздик замолоточить, оручее радио, я намакаронилась, исчезлая собака.
Какой детский писатель собирал подобные слова? 10 баллов
Ответ: Налужил – от слова лужа, налил; обснегился - от «снег» - покрылась снегом; приудобился- устроился удобно, чаянно – намеренно, от «нечаянно», отсонилась – проснулась, замолоточить – от «молоток» - забить молотком; оручее – орущее, громкое, намакаронилась – от «макароны» - наелась макарон, исчезлая собака – исчезнувшая.
Подобные слова собирал Корней Иванович Чуковский, он поместил их в книге «От двух до пяти»
10.В роли каких членов предложения может выступить слово «КОТОРЫЙ»? Приведите примеры простых и сложных предложений, употребив в них данное слово в разных синтаксических функциях.
Ответ: Который теперь час? - вопросит.местоимение, сказуемое
Дом, который не похож на остальные, это музей. – относит. местоимение, подлежащее
Дом, в котором нет книг, пустой дом. – относительное местоимение, обстоятельство места
Книга, о которой шла речь, потеряна. – относител. местоимение, дополнение.
Не помню, с которой станции тогдапоехал. – относит. местоимение, определение.
Баллов