Максимальное количество – 10 баллов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Г.

Русский язык, 9 класс

Школьный этап

Время выполнения работы –3 астрономических часа (180 мин.)

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Приобретение, медикаменты, клала, созыв, симметрия, перчить, сегмент, эксперт. 8 баллов

2. Распределите слова по двум группам в зависимости от их этимологического значения. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что все эти слова восходят к одному корню? Свое мнение обоснуйте.

Судно (морское), суд, суждение, судилище, рассудок, осуждение, предрассудки, посуда, суженый, судки, сосуд, судьба.

10 баллов

3. Прочитайте слова на чешском языке (чешская буква ř произносится как [рж], h произносится как гортанный [х], ě читается как русское [jэ], ou – как [оу]. ). Выделите в этих словах общий словообразовательный элемент, попытайтесь сформулировать его значение. Подберите к данному сочетанию наиболее точный русский эквивалент, приведите примеры русских слов с данным словообразовательным элементом.

Předkrm (закуска), předklon (поклон), předseda (председатель),

předpokoj (прихожая), předběhnout (обогнать)10 баллов

4.Допишите пословицы

а) Чем дальше в лес… в) Милости прошу к нашему шалашу…

б) Голод не тётка… г) Человек неучёный… 4 балла

5. Какие словари нужно использовать при подготовке следующих заданий:

а) какие значения имеют слова гореть, крутой?

б) что означаютвыражения потемкинские деревни, филькина грамота?

в) правильно поставьте ударения в словах отрочество, камбала?

г) продолжите синонимический ряд: идти, шагать …

д) постройте словообразовательные цепочки из слов домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание, домовитый, бездомный, бездомность, дом;

е) каково происхождение слов калач, подушка?

Какие сведения вы предполагаете обнаружить в этих словарях?

До 12 баллов

6. С какими из слов, помещенных в скобках, сочетаются данные слова? Запишите возможные словосочетания. В каких лексических отношениях находятся выделенные слова?

Плата/оплата (за проезд, перевода, за квартиру, счета, за ошибку).

Одеть/ надеть (носки, куклу, пальто, ребенка, невесту к венцу, часы, ботинки).

Масленый/ масляный( блин, грибок, краски, пятно).

Благодарный/благодарственный(письмо, взгляд, чувство, телеграмма, выражение лица) 23 балла

7. Какое языковое явление наблюдается в отрывке?

С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив?(С.Есенин)2 балла

8. Во многих европейских языках понедельник называется днем Луны (нем. Montag, англ. Monday, франц. Lundi), а воскресенье - днем Солнца( нем. Sonntag, англ. Sunday). А почему в русском языке понедельник и воскресенье называются именно так? 4 балла

9. Маленькие дети нередко создают свои, несуществующие слова. Почему мы можем их понять? Укажи, от каких слов образованы такие детские словечки: Дождь налужил, улица обснегилась, мальчик приудобился, он меня чаянно стукнул, я ещё не отсонилась, надо этот гвоздик замолоточить, оручее радио, я намакаронилась, исчезлая собака.

Какой детский писатель собирал подобные слова? 10 баллов

В роли каких членов предложения может выступить слово «КОТОРЫЙ»? Приведите примеры простых и сложных предложений, употребив в них данное слово в разных синтаксических функциях. 10 баллов

Исправьте ошибки в приведенном ниже документы, переписав его заново.

Директору МБОУ СОШ № 1122 Михайловой Марине Васильевне От Пети Ковалева Ученика 9 «А» класса Объеснительная. Я Петя Ковалев извиняюсь за пропущенное занятие по дисциплине «риторика» по уважительной причине. Потому что я был у врача. Вы можете позвонить врачу. Он потвердит. Ученик 9 «А» класса Петр Ковалёв  

Баллов

Напишите текст в публицистическом стиле «ЗА» и «ПРОТИВ» компьютера» 10 баллов

Ключи.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

ПриобретЕние, медикамЕнты, клАла, созЫв, симмЕтрия, пЕрчить, сегмЕнт, экспЕрт. 8 баллов

2. Распределите слова по двум группам в зависимости от их этимологического значения. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что все эти слова восходят к одному корню? Свое мнение обоснуйте.

Судно (морское), суд, суждение, судилище, рассудок, осуждение, предрассудки, посуда, суженый, судки, сосуд, судьба.

Ответ:Группа 1 (емкость): судно (морское), посуда, судки, сосуд.

Группа 2 (совместное обсуждение, решение): суд, судилище, рассудок, суждение, предрассудок, осуждение, суженый, судьба.

Л. Успенский «Этимологический словарь школьника»: «Древнерусский язык знал два слова "с Максимальное количество – 10 баллов - student2.ruдъ": одно значило "посудина", "сосуд", другое - "тяжба" и "учреждение, разрешающее споры и карающее за преступления". Разница по смыслу чрезвычайная, а происхождение - одно. Это просто два очень далеко разошедшихся значения одного и того же слова. Первоначально "сМаксимальное количество – 10 баллов - student2.ruдъ" сложилось из предлога "сМаксимальное количество – 10 баллов - student2.ru" и индоевропейского существительного *"dhos" (из "dhe", которое мы видим в словах "дело", "деть"). Значение было - "со-деянное". Но это могло быть понятно и как "то, что сделано совместно", как "общее решение, суждение" и как "с(о)-деланный сосуд"). Так из одного слова возникло два».

Оценка: по 0,5 баллов за каждое верно отмеченное слово (всего – 6 баллов) + 4 балла за указание на происхождение от одного корня. Всего: 10 баллов.

3. Прочитайте слова на чешском языке (Чешская буква ř произносится как [рж], h произносится как гортанный [х], ě читается как русское [jэ], ou – как [оу]. ). Выделите в этих словах общий словообразовательный элемент, попытайтесь сформулировать его значение. Подберите к данному сочетанию наиболее точный русский эквивалент, приведите примеры русских слов с данным словообразовательным элементом.

Předkrm (закуска), předklon (поклон), předseda (председатель),

předpokoj (прихожая), předběhnout (обогнать)10 баллов

Ответ:.Общий элемент – приставка před- (2 балла), эквивалентная русской приставке пред-, перед- (2 балла) со значением «находиться впереди» (2 балла). Буквальный перевод: předkrm – перед кормом, т.е. основной едой; předklon (наклон вперед); předseda (сидящий впереди); předpokoj (впереди, перед комнатой), předběhnout (убежать вперед).

Русские слова: предсказание, предположение.

4.Допишите пословицы

а) Чем дальше в лес, тем больше дров б) Голод не тётка – пирожка не подсунет.

в) Милости прошу к нашему шалашу со своим пятаком.

г) Человек неучёный что топор неточёный. 4 балла

5. Какие словари нужно использовать при подготовке следующих заданий:

а) какие значения имеют слова гореть, крутой?Толковый словарь указывает лексическое значение слов

б) что означают выражения потемкинские деревни, филькина грамота? Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний.

в) правильно поставьте ударения в словах отрочество, камбала? В орфоэпическом словаре указываются места ударения и особенности произношения слов.

г) продолжите синонимический ряд: идти, шагать …Словарь синонимов содержит списки синонимов, их различия, примеры употребления каждого из синонимов.

д) постройте словообразовательные цепочки из слов домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание, домовитый, бездомный, бездомность, дом ;Словообразовательныйсловарь показывает словообразовательные гнезда однокоренных слов, можно узнать, как и от какого слова образовано слово.

е) каково происхождение слов калач, подушка? В этимологическом словаре указывается происхождение слов, родственники слов.

Какие сведения вы предполагаете обнаружить в этих словарях? До 12 баллов

6. С какими из слов, помещенных в скобках, сочетаются данные слова? Запишите возможные словосочетания. В каких лексических отношениях находятся выделенные слова?

Плата/оплата(за проезд, перевода, за квартиру, счета, за ошибку).

Одеть/ надеть (носки, куклу, пальто, ребенка, невесту к венцу, ботинки, часы).

Масленый/ масляный( блин, грибок, краски, пятно).

Благодарный/благодарственный(письмо, взгляд, чувство, телеграмма, выражение лица)

Паронимы– слова однокоренные, с разными суффиксами или приставками и с разным лексическим значением. 23 балла

7. Какое языковое явление наблюдается в отрывке?

С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив?(С.Есенин) 2 балла

Ответ: Грустная радость – пример оксюморона. В этом виде тропа соединяются в одном выражении логически несовместимые понятия, контрастные друг другу: живой труп, далёкое близкое, горячий снег.

8. Во многих европейских языках понедельник называется днем Луны (нем. Montag, англ. Monday, франц. Lundi), а воскресенье - днем Солнца ( нем. Sonntag, англ. Sunday). А почему в русском языке понедельник и воскресенье называются именно так? 4 балла

Ответ: В древнерусском языке воскресенье называлось неделей от выражения «не делать». Новое название свободного, нерабочего дня появилось в честь воскресения Иисуса Христа.

9. Маленькие дети нередко создают свои, несуществующие слова. Почему мы можем их понять? Укажи, от каких слов образованы такие детские словечки: Дождь налужил, улица обснегилась, мальчик приудобился, он меня чаянно стукнул, я ещё не отсонилась, надо этот гвоздик замолоточить, оручее радио, я намакаронилась, исчезлая собака.

Какой детский писатель собирал подобные слова? 10 баллов

Ответ: Налужил – от слова лужа, налил; обснегился - от «снег» - покрылась снегом; приудобился- устроился удобно, чаянно – намеренно, от «нечаянно», отсонилась – проснулась, замолоточить – от «молоток» - забить молотком; оручее – орущее, громкое, намакаронилась – от «макароны» - наелась макарон, исчезлая собака – исчезнувшая.

Подобные слова собирал Корней Иванович Чуковский, он поместил их в книге «От двух до пяти»

10.В роли каких членов предложения может выступить слово «КОТОРЫЙ»? Приведите примеры простых и сложных предложений, употребив в них данное слово в разных синтаксических функциях.

Ответ: Который теперь час? - вопросит.местоимение, сказуемое

Дом, который не похож на остальные, это музей. – относит. местоимение, подлежащее

Дом, в котором нет книг, пустой дом. – относительное местоимение, обстоятельство места

Книга, о которой шла речь, потеряна. – относител. местоимение, дополнение.

Не помню, с которой станции тогдапоехал. – относит. местоимение, определение.

Баллов

Наши рекомендации