Тема 1. Предмет и значение логики
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи изучения дисциплины. Предмет логики. Роль мышления в познании. Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека. Ощущение. Восприятие. Представление. Абстрагирование. Основные особенности абстрактного мышления. Понятие закона мышления.
Возникновение логики как науки. Логика формальная, математическая (символическая), диалектическая. Современный этап развития формальной логики. Роль логики в повышении культуры мышления. Значение логики для науки и техники. Логика - рациональная основа процесса обучения и воспитания. Значение логики в профессиональной деятельности. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость.
Тема 2. Понятие
Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки понятия. Логические приемы образования понятий. Понятие и слово. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.
Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие, единичные и нулевые понятия. Круговые схемы Эйлера для выражений отношений между понятиями. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Правило обобщения и ограничения понятий. Определение понятий.
Научная терминология. Определение как логическая операция, квалификация правонарушений. Роль определений в юридической науке и практике. Деление понятий. Виды деления: дихотомическое деление, деление по видоизменению признака. Правила и возможные ошибки в делении.
Тема 3. Суждение
Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.
Состав простого суждения. Виды простых суждений. Категорические суждения и их виды (деление по качеству, по количеству и по объединенной классификации). Круговые схемы, выражающие отношения между терминами в суждениях.
Сложные суждения и их виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: соединительные (конъюнкция), разделительные (дизъюнкция), условные (импликация), эквивалентные и отрицательные. Условия истинности сложных суждений (таблицы истинности).
Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальность. Вероятные и достоверные суждения. Виды достоверных суждений: суждения действительности и суждения необходимости.
Тема 4. Умозаключение
Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, обосновывающее знание (логическая связь между посылками и заключением). Понятие логического следования. Простые и сложные умозаключения. Виды умозаключения: непосредственные и опосредованные, демонстративные и недемонстративные, дедуктивные, индуктивные и умозаключение по аналогии.
Понятие дедуктивного умозаключения. Виды дедукции. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по “логическому квадрату”, отрицание сложных суждений, контрапозиция условного суждения. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Роль дедукции в методах установления причинных связей.
Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индукции: полная и неполная индукция. Полная индукция. Структура умозаключения. Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости - основа индуктивных методов обобщения. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании.
Умозаключение по аналогии, его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных с помощью строгой аналогии. Аналогия - логическая основа метода моделирования в науке и технике.