Нормы проектирования школ и школ-интернатов
Школа должна иметь самостоятельный земельный участок, изолированный и, как правило, удаленный от транспортных магистралей, промышленных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха. Земельные участки ограждаются зелеными насаждениями, а примыкающие к улицам и проездам - ограждениями высотой 1,2м. Площадь озеленения участка составляет 40-50 %.
На территории участка выделяются зоны: спортивная, отдыха, учебно-опытная и хозяйственная.
Спортивная зона занимает 35-40 % площади земельного участка, включает площадки для спортивных игр (футбольную - 45 х 20 м; волейбольную - 9 X 18 м; баскетбольную - 15 X 24 м). Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений.
Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр 1-2-х, 3-4-х, 5-8-х и 9-10-х классов, а также площадки для тихого отдыха.
Хозяйственный двор располагают вдали от спортивных и игровых площадок, он должен иметь отдельный въезд с улицы.
Здания школ должны иметь следующие группы помещений:
учебные секции для I-III (IV) классов;
учебные секции для V -X (XI) классов для трудового обучения;
учебно-спортивная и культурно-массового назначения;
для организации продленного дня;
общешкольного назначения - столовая, библиотека, административно-хозяйственного, медицинского обеспечения.
В школах-интернатах, школах с продленным днем предусматриваются секции спальных помещений.
Основные помещения. Классная комната должна иметь площадь 50м2, на одного учащегося - 1,25 м2, при глубине 6,0-6,3 м, длине 8,0-8,4 м, высоте – З м.
Учебные комнаты имеют те же самые габариты, что и классные комнаты, исключение составляет кабинет черчения и рисования: его площадь 66 м2.
Лаборатории физики, химии, биологии - 66 м2, на одного учащегося - 1,65 м2; при каждой лаборатории предусматривается лабораторная комната площадью 15-24 м2.
Военный кабинет имеет площадь 72 м2.
Мастерские по обработке дерева и металла предусматриваются площадью 66 м2, на одного учащегося - не менее 3,3 м2. При мастерской проектируется инструментальная 16 м2.
Кабинет домоводства - 50-53 м2.
Помещения для трудового обучения необходимо располагать на первом этаже и размещать в торцах зданий, причем мастерская по обработке древесины должна иметь дополнительный выход из здания.
Мастерская для практикумов для 9-10-х классов - 66 м2.
Спортивный зал в неполных средних школах и средних школах на 10-16 классов имеет площадь 162 м2 (9 х 18) при высоте 5,4 м. Школы большей вместимости должны иметь зал площадью 288 м2 (12 х 24), высотой 6 м. В школах на 40-50 классов проектируют по два зала: 144 и 288 м2 или 144 и 450 м2 соответственно. Малые залы используют для занятий младших классов. При спортивном зале предусматриваются снарядная площадь 12-24 м2, две раздевальни (по 16м2 каждая) и две душевые.
Помещения для организации продленного дня. В школах на 8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м2 и инвентарная 5 м2. В школах на 16-20 классов проектируются две комнаты по 52 м2 или 60 и 30 м2 с инвентарными. Далее на каждые 10 классов добавляется по одному помещению площадью 50 м2.
Вспомогательные помещения. Гардероб проектируется централизованный при вестибюле и децентрализованный по учебным секциям вблизи входов и лестниц. Площадь гардероба в вестибюле на одного учащегося не менее 0,25-0,35 м2.
Рекреационные помещения проектируют или в виде односторонне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м, или в виде залов, куда выходят 3-6 классных комнат. На каждого учащегося в рекреационном помещении должно приходиться не менее 0,6 м2.
Столовая должна иметь обеденный зал (от 0,65 до 1 м2 на одно посадочное место; при посадке не более, чем в 4 очереди).
Актовый зал рассчитывают по 0,6 м2 на одного учащегося при одновременном размещении не менее 25% от общего числа школьников.
Библиотека-книгохранилище проектируется из расчета 0,05-0,08 м2 на одного учащегося, желательно на первом этаже.
Туалетные комнаты размещают на каждом этаже, их площадь должна составлять не менее 0,1 м2 на одного учащегося. Для персонала школы предусматривают отдельный туалет. Количество санитарных приборов: один унитаз на 30 девочек, один умывальник на 60 девочек; один унитаз на 40 мальчиков, один писсуар на 40 мальчиков, один умывальник на 60 мальчиков.
Служебные помещения. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м2 на одну классную комнату.
Комната общественных организаций - 15-17 м2.
Кабинет врача размещают на первом этаже или у лестничной клетки последующих этажей. В школах на 320-784 учащихся проектируют одну комнату 10 м2, в школах большей вместимости - две смежные комнаты, вторая (12 м2) оборудуется под кабинет зубного врача. Глубина медицинской комнаты должна быть не менее 5 м2.
Школа-интернат. Неполные средние школы-интернаты проектируются на 280 и 560 учащихся, средние - на 340 учащихся. Общая площадь земельного участка должна быть не менее 2,0-2,2 га при озеленении территории на 40-50%.
Помещения школы-интерната объединяют в комплексы в зависимости от их назначения: помещения учебного корпуса, помещения спального корпуса. Классные комнаты и кабинеты планируют площадью 50 м2, что составляет на одного воспитанника 1,4-1,5 м2.
Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся (по 0,6 м2 на одно место).
Спальные комнаты для младших школьников должны быть рассчитаны не более чем на 8-10 человек, а для учащихся 5-10 классов не более чем на 6 человек. На одно спальное место должно приходиться не менее 4 м2. Спальни не должны размещаться в проходных комнатах.
Пищеблок состоит из складских, производственных, административно-хозяйственных помещений и обеденного зала. Обеденный зал рассчитан на питание в две смены. На одно посадочное место приходится 0,6-1 м2. Перед обеденным залом должны быть установлены умывальники. Пищеблок должен быть удобно связан как с жилыми, так и с учебными помещениями.
Медицинский пункт-изолятор размещается изолированно от остальных помещений и должен иметь отдельный вход. Он состоит из кабинета врача (12 м2), процедурной (15 м2), палат (по 6 м2 на койку), боксированных палат (по 9 м2), буфетной, ванной комнаты, умывальни и туалета.
Задание:
Используя СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» провести санитарно-гигиеническую экспертизу проектов общеобразовательных школ по следующим фрагментам: