Заданий лабораторных занятий
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для того чтобы даже маленькая книжечка появилась на свет, необходимо совпадение многих причин, поводов и желаний. При подготовке этого пособия многое сложилось счастливо: желание поспособствовать студентам, особенно обучающимся на заочном отделении, в получении доступного картографического материала и пояснений по выполнению задач по лабораторным занятиям совпало с аккумулированным опытом в представлении учебного материала по отдельным разделам учебной дисциплины «Структурная геология и геологическое картирование». Кроме того, подготовка предыдущих учебных пособий и их апробирование в течение нескольких лет при проведении лабораторных занятий показали эффективность подобных изданий, особенно среди студентов, занимающихся индивидуально.
При подготовке этого пособия были пересмотрены и модернизированы бланковые (черно-белые) геологические карты. Они опубликованы с изменениями и дополнениями с учетом многих неточностей и неоднозначности в их трактовке и при проведении графических построений, выявленных при работе с ними на протяжении многих лет. Учебные бланковые карты специально изданы в варианте максимально полного размера (А4), что позитивно повлияло и на формат выпуска пособия и представляется удобным для непосредственного использования студентами при индивидуальной работе с картографическим материалом. Пособие дополнено методическими приложениями, которые, как показывает опыт подобных изданий, оказываются полезными студентам при выполнении лабораторных заданий на разных этапах обучения. Впервые включены варианты заданий для самостоятельной работы и самопроверки при самостоятельном освоении материала учебной дисциплины, варианты тестовых заданий, контрольных и курсовых работ. Использованы новые подходы в изложении алгоритмов наиболее трудоемких графических заданий и построений, которые, как нам представляется, повышают наглядность и доступность предлагаемых к решению задач.
В пособии разбираются варианты решения задач, графических построений для студентов всех специальностей геологического факультета во время проведения лабораторных занятий в первой части учебного курса «Структурная геология и геологического картирование» (третий семестр у студентов дневной формы обучения и шестой - у студентов заочного отделения). Структура пособия рассчитана на самостоятельное рассмотрение каждого задания вне зависимости от того, с какого именно задания начинается изучение содержания курса персонально каждым студентом или представителями той или иной специальности (профилизации). К каждому заданию прилагаются рекомендации по его выполнению, собственно варианты заданий по индивидуальной работе и алгоритм выполнения данной задачи, графического построения. Алгоритм рассмотрения решения каждой задачи представлен в пошаговом варианте начиная от подготовительных действий и выполнения первых построений до оформления представленной графической (картографической) работы. В ряде случаев, ввиду большого объема текста и частой повторяемости действий, приведены ссылки на соответствующие разделы ранее рассмотренных алгоритмов задач.
К сожалению, не все пояснения (алгоритмы) рекомендуемых действий по тем или иным построениям иллюстрированы, что, безусловно, снижает наглядность и доступность предлагаемых пояснений. В значительной степени это связано с большим объемом графических приложений, особенно в случае развернутого, ступенчатого представления материала, что существенно увеличило бы объем пособия и затраты на его издание. Авторы пособия стараются не только разными способами обучить будущих «генералов не только песчаных карьеров» и при этом не «пересолить» знаниями и лицом, но и перенять что-то новое, полезное от продвинутых представителей новых поколений студентов. Отчасти именно продуктом подобного взаимного образования студентов и преподавателей, овеществленного опыта многих поколений сотрудников кафедры исторической геологии и палеонтологии и являются эти учебно-методические издания.
Авторы искренне благодарны доценту кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых, кандидату геолого-минералогических наук А.Т. Колотухину и доценту кафедры гидрогеологии и инженерной геологии, кандидату геолого-минералогических наук СИ. Солдаткину за доброжелательный просмотр рукописи, высказанные замечания и предложения, способствовавшие совершенствованию структуры и содержания учебно-методических пособий.
ЧАСТЬ I СОДЕРЖАНИЕ И ВАРИАНТЫ
ЗАДАНИЙ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ