Иды и условия трудовой деятельности человека.

екция № 3

Наиболее важным с точки зрения факторов, влияющих на безопасность, является вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Виды трудовой деятельности

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис.1.

иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru

Смешенные формы трудовой деятельности (сочетающие физический и умственный труд)
Труд преподавателей, врачей, учащихся
иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru
Механизированный
Труд на конвейере
иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru
Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве
Ручной
иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru
Творческий
Операторский
Управленческий
Физический труд
иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru
Умственный труд

Рис. 1

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы - сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т.д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности - гипокенизия. Гипокенизия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением и интеллектуальный ( умственный) труд.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако, механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; так как он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнение операций строго регламентирован. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и его однообразием приводит быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операции - подаче обрабатываемого материла, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны - операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности - творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников и т.д.). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Классификация условий труда по тяжести и напряженности

трудового процесса.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии, чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10...12 Мдж; работников механизированного труда и сферы обслуживания - 12,5...13 Мдж, для работников тяжелого физического труда - 17...25 Мдж. При выполнении работы, требующий значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20-25 МДж (МегаДжоулей- миллионов Джоулей) в сутки и более.

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда - это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда -это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т.д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяются на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы ( в кг на м), выполняемой за смену, масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза, количество стереотипных рабочих движений в смену, величина суммарного усилия (в кг в с) прилагаемого за смену для удержания груза, удобство рабочей позы, количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Величины указанных критериев для женщин на 40-60% меньше, чем для мужчин.

Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей ( не более 2-х раз в час) до 15 кг - труд легкий, до 30 кг - средней тяжести, более 30 кг - тяжелый. Для женщин соответственно - 5 и 10 кг.

Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию.

Различаются следующие категории работы - легкая, средней тяжести, тяжелая физическая работа.

Легкие физические работы (категории 1а и 1б)- все виды деятельности с расходом энергии не более 174 Вт. К категории 1а ( до 139 Вт) относятся работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением - ряд профессий на предприятиях точного приборо-и машиностроения, на часовом, швейном производстве, в сфере управления и т.п. К категории 1б ( 140 - 174 Вт ) относятся работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением - ряд профессий в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера в различных видах производства и т.п.

Физические работы средней части (категории IIа, IIб) - виды деятельности с расходом энергии 175...290 Вт. К категории Iа ( 175-232 Вт) относятся работы,связанные с постоянной ходьбой и перемещением мелких (до 1 кг) изделий - ряд профессий в механосборочных цехах, прядильно-ткацком производстве и т.п. К категории IIб (233-290 Вт) относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением тяжестей до 10 кг - ряд профессий в механизированных литейных,прокатных, кузнечных, сварочных цехах и т.п.

Тяжелые физические работы(категория 111) - виды деятельности с расходом энергии более 290 Вт - работы, связанные с систематическим физическим напряжением, в частности с постояннным передвижением и переноской значительных ( свыше 10 кг) тяжестей ( ряд профессий в кузнечных, литейных цехах с ручным трудом и т.п.).

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - напряженность труда легкой степени, допустимый - напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контрольно-измерительные приборы, продукт производства и т.д.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26-50 % - допустимые, 51-75 % - напряженный труд первой степени, более 75% - 2 степени. При численности объектов до 5 включиетльно условия труда относятся к оптимальному классу, от 6 до 10 – допустимому классу, более 10 – определяются как напряженные. К первой степени напряженного труда относятся производственные процессы с числом подконтрольных объектов от 11 до 25, а ко второму- 26 и более.

Важными факторами, характеризующими напряженность трудового процесса является продолжительность рабочего дня и сменность работы. При продолжительности до 7 ч. Условия труда относят к оптимальному классу, до 9ч. – к допустимому, более 9 ч. – к напряженному. Односменная работа без ночной смены - оптимальные условия, двухсменная работа без работы в ночную смену – допустимые условия, трехсменная работа с работой в ночную смену – напряженный труд 1 степени.

Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Труд учащихся средних специальных учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенного наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одно или двухсменного обучения можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия ).

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный - по напряженности.

иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru

Третья
Вторая
Первая
иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru
Допустимый (напряженность труда средней степени)
Напряженный
Оптимальный (напряженность труда легкой степнеи)
Третья
Вторая
Первая
иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru
Вредный (тяжелый труд)
Допустимый (физическая нагрузка средней тяжести)
Оптимальный (легкая физическая нагрузка)
иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru иды и условия трудовой деятельности человека. - student2.ru

       
 
По степени тяжести
 
По степени напряженности

ис. 2

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т. д., классифицируется как по тяжести так и по напряженности труда. К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т.д. Труд людей таких профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов ( прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д. Труд спасателей характеризуются большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако, особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.

Наши рекомендации