Виды и условия трудовой деятельности человека

Наиболее важными факторами с точки зрения психофизиоло-гических возможностей человека, влияющих на безопасность, явля-ются вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а так-же условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Физический труд характеризуется повышенной мышечной на-грузкой на опорно-двигательный аппарат, на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы и т.д. Он развивает мы-шечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь и отрицательные последствия, например, вызы-вать заболевания опорно-двигательного аппарата при неправильной организации и чрезмерной интенсификации рабочего процесса. Сего-дня чисто физический труд встречается редко.

Современная классификация трудовой деятельности выделяет следующие формы труда.

Механизированный труд -- требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок, но характеризуется большой скоростью и моно-тонностью движений человека.

После окончания работы восстановление функций организма до нормы происходит довольно быстро. При заболевании организма или при отсутствии навыков в работе это восстановление замедляется.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений, время выполнения операции строго регла-ментировано. В сочетании со значительным нервным напряжением, высокой скоростью работы и однообразием работа на конвейере при-водит к быстрому нервному истощению и усталости.

Работа на полуавтоматическом и автоматическом произ-водстве заключается в периодическом обслуживании механизмов при выполнении простых операций. Она требует меньших затрат энергии и напряженности по сравнению с работой на конвейере.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информа-ции, он требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, характеризуется повышенной эмоциональной нагрузкой и снижением двигательной активности. Продолжительная умствен-ная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую дея-тельность -- ухудшаются память, внимание, функции восприятия ок-ружающей среды.

Формы интеллектуального труда: операторский, управленче-ский, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Труд уча-щихся характеризуется напряжением основных психических функ-ций -- памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с экзаменами, зачетами, контрольными работами.

Творческий труд (труд ученых, писателей, художников, конструк-торов, композиторов) -- наиболее сложная форма умственной деятель-ности, он требует значительного нервно-эмоционального напряжения. Решение задач охраны труда немыслимо без учета физических возможностей работника, его работоспособности, способности работать без травм и аварий.

Работоспособность человека зависит от многих факторов: от уровня его развития, его настроения, эмоционального состояния, воли, трудовых установок, мотивации, от организации и условий труда.

Понижение работоспособности, возникающее в результате вы-полнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называют утомлением.

Утомление -- физиологическое состояние организма, характе-ризующееся рядом объективных признаков: повышением артериаль-ного давления, уменьшением содержания сахара в крови, снижением производительности труда, ухудшением субъективных ощущений (нежеланием продолжать работу, усталостью и т.п.).

Если за время, установленное для отдыха после работы, трудоспо-собность полностью не восстанавливается, наступает переутомление. Быстрее всего утомление наступает при монотонной работе.

Уменьшить влияние монотонности работ на человека можно, если делать каждую операцию более содержательной, объединять опе-рации в более сложные и разнообразные. Продолжительность опера-ции должна быть не менее 30 с, нагрузки на различные органы чувств и части тела должны чередоваться. Желательно использовать свободный темп конвейера; осуществлять перевод рабочих с одной производственной операции на другую; устанавливать переменный ритм работы конвейера в течение рабочего дня (рабочей смены). При-менение оптимальных режимов труда и отдыха в течение рабочего дня (рабочей смены), назначение коротких дополнительных переры-вов, соблюдение эстетичности производства и осуществление функ-ционального музыкального оформления производственного процесса поможет снизить монотонность труда и утомляемость.

Наряду с пассивным отдыхом для предупреждения утомления в процессе труда применяется активный отдых-- производственная гимнастика, физкультурные паузы.

Наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекраще-нию работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдви-ги, нарушение сна. Виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха.

Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается в сравнительно короткое время.

Нервное утомление возникает главным образом из-за спешки, чрезмерного напряжения внимания, слуха и зрения, памяти и мыс-лительной деятельности. В то же время умственная работа, как ни удивительно, протекает очень экономно, при сравнительно неболь-шом потреблении энергии. Сама по себе она мало утомительна.

Из этого следует, что умеренный (не очень напряженный) умст-венный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, перио-дически необходим более длительный отдых.

Рабочее место человека преимущественно умственного труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освеще-ние, окраска помещения должны соответствовать оптимальным усло-виям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные фак-торы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т.п.

Наши рекомендации