Методические рекомендации №4. 2. Цель:научить проводить патофизиологический анализ клинических и

1. Тема:Аллергия.

2. Цель:научить проводить патофизиологический анализ клинических и

модельных ситуаций, связанных с развитием аллергических реакций.

Задачи обучения

• изучить причины и механизмы развития аллергических реакций;

• изучить классификацию аллергических реакций;

• охарактеризовать принципы выявления аллергии немедленного и замедленного типов.

Основные вопросы темы

1. Аллергия, понятие, общая характеристика.

2. Виды аллергических реакций, классификация, их характеристика.

3. Понятие об аллергенах. Сенсибилизация.

4. Аллергия немедленного типа, механизм сенсибилизации.

5. Понятие об аллергических заболеваниях, развивающихся по немедленному типу.

6. Понятие об аллергических заболеваниях, развивающихся по замедленному типу.

7. Понятие об аутоаллергических состояниях организма.

5. Методы обучения и преподавания:выполнение практической работы по теме, обсуждение результатов исследования, устный опрос, тестирование. Практическая работа

Цель: исследовать проявления и проанализировать механизмы развития феномена Артюса.

Кролику за 20-30 дней до занятия вводят стерильно под кожу одну и ту же нормальную лошадиную сыворотку в объеме 3-5мл 5-кратно с промежутками в 5-6 дней. Кролик демонстрируется в период выраженных изменений кожных покровов, характерных для феномена Артюса. Выясняют локализацию, дозы и временные интервалы введения сыворотки, латентный период проявления патологических изменений кожи после введения сыворотки. Определяют локализацию, характер и выраженность повреждений тканей, реакцию окружающей кожи, наличие в ней отека и болезненности.

Делают заключение и выводы, ответив на следующие вопросы:

1.К какому типу аллергических реакций относится феномен Артюса?

2.Какие факторы имеют наиболее важное значение в развитии повреждения кожи при феномене Артюса?

6. Литература:смотрите приложение №1.

Контроль

Тесты

1. В основе классификации аллергических реакций по П.Джеллу и Р.Кумбсу

лежит ... .

А) патогенез аллергических реакций

В) время появления клинических проявлений аллергических реакций

С) этиология аллергических реакций

Д) степень тяжести аллергических реакций

Е) характер клинических проявлений

2. В основе иммунологической стадии аллергических реакций лежит ... .

А) снижение титра антител

В) дегрануляция тучных клеток

С) реакция клеток на действие медиаторов аллергии

Д) образование медиаторов аллергии

Е) образование антител, сенсибилизированых Т-лимфоцитов

3. Патохимическая стадия аллергических реакций характеризуется ... .

А) выделением медиаторов аллергии

В) сокращением мышц

С) повышением проницаемости,сосудистой стенки

Д) образованием иммунных комплексов

Е) нарушением микроциркуляции

4. Патофизическая стадия аллергических реакций характеризуется ... .

А) нарушением структуры и функций органов и тканей под влиянием биологически активных веществ

В) влиянием биологически активных веществ

С) образованием иммунных комплексов

Д) образованием антител

Е) образованием сенсибилизированных лимфоцитов

5. Сенсибилизация организма развивается ... .

А) при первом поступлении аллергена в организм

В) после развития анафилактического шока

С) после иммунотерапии аллергенами

Д) после повторного введения анафилактогена

Е) после введения разрешающей дозы аллергена

6. Пассивная сенсибилизация развивается при ... .

А) введении специфических антител или сенсибилизированных Т-лимфоцитов

В) повторном введении аллергена

С) поступлении в организм гаптена

Д) повреждении собственных тканей;

Е) введении белковых веществ в вену

7. В развитии аллергических реакций реагинового типа принимают участие
иммуноглобулины класса ... .

А) Е

В) М

С) А

Д) С

Е) Д

8. В развитии аллергических реакций иммунокомплексного типа принимают участие иммуноглобулины класса ... .

А) Е

В) М

С) А

Д) С

Е) Д

9. К реагинам относятся иммуноглобулины ... .

А) класса Е

В) класса М

С) класса G

Д) класса Д

Е) класса А

10. Иммунологическая стадии аллергических реакций реагинового типа характеризуется ... .

А) образованием иммуноглобулина Е и прикреплением его на поверхности тучных клеток

В) повреждающим влиянием на клетку лизосомальных ферментов

С) дегрануляцией тучных клеток

Д) выделением медиаторов

Е) клиническими проявлениями

Ситуационная задача

Через 20 мин после инъекции антибиотика пациенту с флегмоной голени у него возникли беспокойство, чувство страха, покраснение лица, АД 180/90 мм рт.ст. Ещё через 20 мин состояние больного резко ухудшилось: появилась слабость, спутанность сознания, судороги, АД 75/55 мм рт.ст.

Вопросы

1. Какое состояние развилось у пациента?

2. Каковы лечебные мероприятия при данном состоянии?

Наши рекомендации