Объём дисциплины и виды учебной работы
Л О Г И К А
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов очной формы обучения
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
(квалификация «бакалавр»)
Нижний Новгород
Авторы:
Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала.
Михалкин Н.В., доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия».
Рецензенты:
Наумов М.Б., доктор технических наук, профессор, Нижегородская академия МВД РФ.
Треушников И.А., доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (Протокол № 6 от «26» декабря 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (Протокол № 5 от «__» ______________2014 г.).
© ФГБОУ ВПО РАП Приволжский филиал, 2014.
© Дегтярев Н.П., Михалкин Н.В., 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………….………4
2. Объём дисциплины и виды учебной работы….. ……………….................6
3. Тематический план дисциплины…………………………………….….……7
4. Программа курса………………………………………………….…………..9
5. Планы аудиторных (семинарских) занятий ……………..……………......17
6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя...23
7. Литература…………………………….………………………………………26
8. Вопросы для подготовки к зачёту……………….………….………………27
9. Приложения................................................................................................29
9.1. Примерный перечень тем рефератов……………………..………………...29
9.2. Примерный перечень тестовых вопросов рубежного контроля (Вводная тема, темы 1 – 3)…………………………………………………………………29
9.3. Примерный перечень вопросов итогового тестирования.…………..….42
1. Введение. Логика, как учебная дисциплина, входит в вариативную часть учебного цикла подготовки студентов в Приволжском филиале Российской академии правосудия. Знание логики – важная составляющая общей культуры современного человека. В процессе изучения логики вырабатывается умение мыслить определённо, последовательно, доказательно, а, в конечном счёте – эффективно и адекватно, что и составляет сущностную характеристику HomoSapiens – человека разумного.
Применительно к другим учебным дисциплинам, логика позволяет осмыслить формально-логические основания научного знания вообще. Каждая изучаемая в вузе наука есть прикладная логика, соответствующая своему предмету «…логия» - социология, криминология и т.п. Теория становится научной только тогда, когда, отвечая критериям научной рациональности, в число которых входят и логические критерии, использует точный и определённый понятийный аппарат, внутренне непротиворечиво объясняет явления в своей предметной области, а вытекающие из теории следствия соответствуют существующей практике и способствуют её совершенствованию.
Право и логику, как отрасли знания, сближает повышенное внимание к формальной организации собственного содержания. Формальная и логическая определённость права обеспечивает строгость и чёткость нормативных предписаний, однозначность толкования и применения юридических норм. Рационально построенная нормативно-правовая система должна удовлетворять логическим критериям непротиворечивости, сбалансированности, полноты.
Для юриста как специалиста, главным инструментом которого является ум, интеллект, стихийной способности к правильному мышлению явно недостаточно. Трудно найти область практической профессиональной деятельности, где низкий уровень логической культуры, нарушение законов логики, бессистемность в законотворчестве, бездоказательность утверждений и отрицаний, построение неправильных рассуждений может принести вред больший, чем в правовой области. Изучение логики развивает ясность и чёткость мышления, способности оптимально уточнять предмет мысли, исключать предвзятость в рассуждениях, мыслить системно, последовательно и доказательно. Специалист, усвоивший знания по логике и их умело применяющий, всегда понятен для окружающих его людей, сознательно исключает расплывчатость в деловом разговоре, непонятность и непоследовательность в деловой документации, бессистемность в обработке информации. Он способен быстро выделить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценить доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, находить короткие и правильные пути исправления ошибок в рассуждениях. Не случайно логику считают орудием истины и эффективным средством разоблачения лжи, заблуждений и дезинформации.
Знание логики – необходимая составляющая профессиональной культуры судей. Их умение правильно понимать и применять законы, чётко, убедительно и доказательно излагать свои мысли, организовывать судебные прения, обнаруживать ошибки и уловки в рассуждениях сторон, оценивать доказательства, грамотно оформлять, в том числе с логической точки зрения, судебные решения и необходимые документы … - всё это прикладная логика в деятельности судей, в немалой степени определяющая эффективность правосудия и так необходимый в нашем обществе авторитет всей судебной системы.
Изучение логики направлено на овладение выпускниками учебного заведения следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компентециями:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору оптимальных путей её
достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).
Объём дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество зачётных единиц и часов |
Зачётные единицы - общая трудоёмкость | 2 з. е. - 72 |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа и НИРС | |
Формы итогового контроля: тестирование и зачёт |
3. Тематический план дисциплины
Разделы и темы дисциплины | Всего часов | Лекции | Семин. и практ. занятия | Самост. работа, НИРС | Приобр. компет. |
Вводная тема: Логика как наука и её роль в деятельности юристов | - | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | |||
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||||
Семинар. Понятия и термины логики (Интерактивная форма проведения занятия) | 4 (тренинг) | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | |||
Тема 2. Суждение. Классификация суждений и вопросов | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||||
Семинар. Суждение и норма права | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||||
Тема 3. Законы логики | - | - | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||
Рубежный контроль по темам: Вводная, 1-3 (Интерактивная форма проведения занятия) | - | (тренинг) | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||
Тема 4. Умозаключение и его значение для юриста | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||||
Семинар. Умозаключение. Виды умозаключений и их роль в деятельности юристов. | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||||
Тема 5. Аргументация в работе юриста Доказательство и опровержение как составные части аргументации | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||||
Семинар. Доказательство, опровержение, логические и методологические аспекты аргументации и критики (Интерактивная форма проведения занятий) | (тренинг) | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | |||
Тема 6. Формы развития знаний | - | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | |||
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез | - | - | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||
Итоговое тестирование (Интерактивная форма проведения занятий) | (компьютерное тестирование) | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | |||
Контрольные задания | ОК - 3 ОК - 4 ПК - 2 | ||||
Зачёт | |||||
ВСЕГО: |
4. Программа курса
Вводная тема. Логика как наука и её роль в деятельности юристов
Возникновение и основные этапы формирования логической науки. Диалектическая логика. Символическая логика. Логика традиционная и современная.
Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления.
Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Понятие формально-логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Формальная логика как наука о законах и формах правильного мышления.
Роль языка в познании. Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики: синтаксис (синтактика), семантика, прагматика.
Учение логики об именах. Смыл и значение имени. Виды имён: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов.
Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы.
Язык логики высказываний. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций. Специфика языка права.
Взаимосвязь логики и юриспруденции. Значение логики: познавательное, интеллектуально-развивающее, культурологическое, методологическое. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключённого третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности и всесторонности рассмотрения, конкретности, историзма. Особенности изучения логики.