Итоги дисперсионного анализа

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 999,60 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 19   Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 67793,28 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 66793,68
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 835,36 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 4 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 208,84 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 19,07 > Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 3,06
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 44,17 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 3 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 14,72 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 1,47 < Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 3,49
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 120,07 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 12 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 10,01  
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 164,24 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 15 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 10,95 Итоги дисперсионного анализа - student2.ru 4,98 ц/га (8,6 %)

II. Вычислить общее варьирование результатов эксперимента Су и его степени свободы Итоги дисперсионного анализа - student2.ru :

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 46,52 + ... + 61,32 – 66793,68 = 67793,28 – 66793,68 = 999,60

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

III. Вычислить варьирование по вариантам Сv, его степени свободы Итоги дисперсионного анализа - student2.ru v и дисперсию Итоги дисперсионного анализа - student2.ru :

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = (194,32 + ... + 239,12) : 4 – 66793,68 = 835,36

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru v = l – 1 = 5 – 1 = 4

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

IV. Вычислить варьирование по повторениям Ср, его степени свободы Итоги дисперсионного анализа - student2.ru р и дисперсию Итоги дисперсионного анализа - student2.ru :

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = (279,52 + ... + 291,32) : 5 – 66793,68 = 44,17

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

V. Вычислить случайное варьирование Сz, его степени свободы Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z и дис­персию Итоги дисперсионного анализа - student2.ru :

Cz = Cy – Cv – Cp = 999,60 – 835,36 – 44,17 = 120,07

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru y - Итоги дисперсионного анализа - student2.ru v - Итоги дисперсионного анализа - student2.ru p = 19 – 4 – 3 = 12

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = Cz : Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z = 120,07 : 12 = 10,01

VI. Вычислить эф повторений Fp, по специальным таблицах (в приложении 2 методического пособия или в учебнике Б.А.Доспехова на стр. 318) найти критерий Фишера для повторений Fa(P) и по результатам их сравнения, во-первых, определить вид варьирования условий по территории опытного участка и, во вторых, адаптировать к нему модель дисперсионного анализа.

Критерий Фишера показывает, во сколько раз дисперсия по повторени­ям может быть больше, чем случайная дисперсия под влиянием случайных факторов, а не повторений.

В природе условия на опытном участке могут варьировать или только случайно или комбинированно, т.е. и случайно и систематически, постепенно улучшаясь по мере движения от одной к другой его стороне (см. рисунки).

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru Итоги дисперсионного анализа - student2.ru                                      
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru Итоги дисперсионного анализа - student2.ru                                      

Допустим, что на двух участках на каждой делянке будущих экспери­ментов убрали и взвесили урожай предшествующей культуры. Затем, используя его как ординату на вертикальной оси делянок, нанесли точки и соедини­ли их отрезками прямой. Получится ломаная кривая. Если сглаживающая ее прямая линия располагается горизонтально, то условия на опытном участке варьировали только случайно. Повторения не будут вносить свой вклад в об­щее варьирование результатов, они не нужны. Если же эта линия имеет на­клон, то условия на участке варьировали комбинированно, и повторения бу­дут уменьшать погрешность эксперимента тем сильнее, чем больше наклон прямой.

Вид варьирования условий на опытном участке имеет очень большое значение для надежности выводов. Если на участках с комбинированным варьированием условий варианты распределять на делянках последовательно, то характеристика вариантов будет искаженная. Она будет содержать систематические ошибки. Ее природа видна их рисунка.

                                               
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

В четырех случаях из четырех шестой вариант "обеспечивает" повышение на – А ц/га по сравнению с первым. Шестой вариант будет рекомендован производству как лучший, на самом деле увеличение урожайности вызвано не 6-м вариантом, а тем, что везде он попадал на лучшую делянку. Это и есть систематическая ошибка.

Поскольку перед закладкой эксперимента вид будущего варьирования условий на опытном участке неизвестен, то повторения нужно создавать все­гда. При дисперсионном анализе результатов легко определить, как варьиро­вали условия, и решить, нужно ли воспользоваться повторениями. Для этого следует:

1. Вычислить Fp. Fp = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 14,72 : 10,01 = 1,47

2. В приложении 2 или учебнике Б.А.Доспехова (на стр. 318) найти Fa(P), например, F05(P), беря в таблице по горизонтали Итоги дисперсионного анализа - student2.ru p, а по вертикали – Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z. В нашем примере при Итоги дисперсионного анализа - student2.ru p = 3 и Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z = 12, критерий F05(P) =3,49.

3. Сравнить Fp с F05(P)

Если Fp Итоги дисперсионного анализа - student2.ru F05(P), то: а) условия на опытном участке варьировали комбинирован­но, варьирование по повторениям Ср нужно оставить в модели анализа; б)дисперсионный анализ нужно завершить поVII-му шагу алгоритма.

Если Fp < F05(P), то: а) условия на опытном участке варьировали только случай­но, варьирование по повторениям Ср является частью случайного варьи­рования Cz, б) их нужно объединить и дисперсионный анализ завершить поVIII-му и IХ-му шагам алгоритма.

В нашем примере Fp = 1,47 < F05(P) = 3,49. Значит, дисперсионный ана­лиз завершим по VIII-му и IX-му шагам алгоритма.

Но в других эксперимен­тах потребуетсяVII-й шаг, поэтому ниже приводим и его.

VII. (Использовать только при Fp > F05(P)). Определить все критерии для выводов, опираясь на vz и Итоги дисперсионного анализа - student2.ru :

1. Вычислить Fv Fv = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

2. По тем же таблицам в приложении 2 или учебнике Б.А.Доспехова найти Fa(v), беря по горизонтали Итоги дисперсионного анализа - student2.ru v, а по вертикали – Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z. Результат их сравнения использовать как обычно для формулирования выводов о вариантах (см. правила ниже).

3. Вычислить НСРа НСРa = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

Критерий Стьюдента ta нахо­дить по Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z в приложении 1 или в учебнике Б.А.Доспехова (на стр. 317).

4. Вычислить HCPa, % HCP05, %= Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

VIII. (Использовать если Fp < F05(P) как в нашем примере). Вычислить истинную величину случайного варьирования результатов Сz его степени свободы Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z и дисперсию Итоги дисперсионного анализа - student2.ru :

Cz = Cz + Cp = 120,07 + 44,17 = 164,24

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z­ = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z + Итоги дисперсионного анализа - student2.ru p = 12 + 3 = 15

Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = Cz : Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z = 164,24 : 15 = 10,95

IX. (Использовать если Fp < F05(P) как в нашем примере). Определить все критерии для выводов так же, как и в VII-м шаге, но опираясь на vz' и Итоги дисперсионного анализа - student2.ru :

1. Вычислить Fv Fv = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 208,84 : 10,95 = 19,07

2. По тем же таблицам в приложении 2 или учебнике Б.А.Доспехова найти Fa(v), беря по горизонтали Итоги дисперсионного анализа - student2.ru v, а по вертикали – Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z'. В нашем примере, при Итоги дисперсионного анализа - student2.ru v = 4 и Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z' = 15, F05(v)=3,06. Результат их сравнения использовать как обычно для формулирования выводов о вариантах.

3. Вычислить НСРа НСРa = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

Критерий Стьюдента ta нахо­дить по Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z в приложении 1 или в учебнике Б.А.Доспехова (на стр. 317).

В нашем примере, при Итоги дисперсионного анализа - student2.ru z' = 15, t05 = 2,13, а НСР05 = Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 4,98 ц/га

4. Вычислить HCPa, % HCP05, %= Итоги дисперсионного анализа - student2.ru

В нашем примере, HCP05, %= Итоги дисперсионного анализа - student2.ru = 8,6 %.

На этом все задачи дисперсионного анализа решены, так как все кри­терии для выводов и рекомендаций производству уже получены.

Исходную таблицу (табл. 1) вместе с итогами дисперсионного анализа помещают в приложениях к дипломной или другой научной работы. Форму­лы алгоритма и вычисления по ним не приводят. Если рецензент или оппо­нент сомневается в итогах дисперсионного анализа, он сам должен сделать все эти вычисления, чтобы обнаружить ошибку, если она есть.

Итоговую таблицу (табл.2) вместе с выводами помещают в тексте ди­пломной или иной научной работы.

Итоговая таблица результатов эксперимента

Таблица 2.Влияние гербицидов на урожайность лука-севка

Варианты Урожайность, ц/га Отклонения от контроля
ц/га %
Без гербицидов (контроль) 48,6 - -
Хлоразин, 4 кг/га 66,5 66,5-48,6=17,6 (17,6-100):48,6=36,2
Хлоразин, 8 кг/га 52,4 3,8 7,8
Рандокс, 10 кг/га 61,6 13,0 26,7
Рандокс, 15 кг/га 59,8 11,2 23,0
НСР05   4,98 8,6
Fv= 19,07 > F05 (v) = 3,06

Выводы:

1. Гербициды хлоразин и рандокс обеспечивают достоверное и значи­тельной повышение урожайности лука-севка в зоне исследования.

2. Лучшая доза хлоразина составляет 4 кг/га. Увеличение ее до 8 кг снижает урожайность до уровня контроля. По-видимому, эта доза уже токсична для лука-севка.

3. Лучшая доза рандокса – 10 кг/га. Она обеспечивает такую же уро­жайность, как и при 15 кг, но стоимость ее в полтора раза дешевле.

4. В лучших дозах гербициды хлоразин и рандокс по влиянию на уро­жайность лука-севка не различаются. Следовательно, предпочтение нужно отдавать тому гербициду, у которого дешевле гектарная доза и который безо­паснее для людей и природы.

Выводы и рекомендации производству формулируют с помощью ло­гического и диалектического методов, трансформируемых в следующие принципы (приводим только самые важные из них):

1. Они должны строго соответствовать приведенным ниже правилам использования критериев Fv и F05(v), HCP05 и HCP05, %.

2. Гипотезные варианты, сравниваемые для проверки любого из трех предположений гипотезы, должны различаться только одним условием. Ина­че невозможно понять, чем вызваны различия между ними.

3. Для объяснения причин различий между вариантами, не выявляемых при их сравнении по урожайности, нужно иметь результаты собственных гипотезных наблюдений. Для них тоже нужно вычислять и использовать крите­рии Fv и F05(v), HCP05 и HCP05, % по тем же правилам. Если таких результатов нет, а причины различий логически кажутся очевидными, то выводы нужно формулировать в предположительном виде со словами вероятно, по-видимому, очевидно и др.

4. Выводы о вариантах нужно формулировать ежегодно и по средним результатам за все годы исследований.

5. Рекомендации производству нужно формулировать только по сред­ним данным за все годы исследований, но не менее чем за 3 года.

Раздел 4

Сравнение вариантов и формулирование выводов

При формулировании выводов и рекомендаций производству по данным проведенного дисперсионного анализа результатов эксперимента следует воспользоваться нижеприведенной таблицей.

Правила использования критериев Fv, Fa(v), HCPa, HCPa, %

при формулировании выводов и рекомендаций о вариантах эксперимента

(d – разность между вариантами; НСР05, % большая, если она превышает 12 %)

Результат сравнения Относительная погрешность HCPa, % Каким должен быть вывод
Fv с Fa(v), d c HCPa
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru сравнивай варианты попарно Итоги дисперсионного анализа - student2.ru   Один вариант лучше, чем другой
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru Итоги дисперсионного анализа - student2.ru Небольшая Два варианта одинаковы
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru Итоги дисперсионного анализа - student2.ru Большая О двух вариантах нельзя сделать достоверного вывода
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru говори о всех вариантах   Небольшая Все варианты одинаковы
Итоги дисперсионного анализа - student2.ru   Большая О всех вариантах нельзя сделать достоверного вывода
Дополнительные правила, необходимые при чтении специальной литературы:
1. Если автор не приводит результат сравнения Fv с Fa(v), то варианты приходится сравнивать попарно;
2. Если автор приводит только метрическую ошибку эксперимента и не приводит НСРa%, то ее можно вычислить самому: а) вычислить среднюю для всего эксперимента; б) метрическую ошибку разделить на эту среднюю и умножить на 100.
3. Если автор, не приводит ни каких критериев для сравнения, то рекомендациями по его данным пользоваться нельзя, они вряд ли подтвердятся.

Наши рекомендации