Задача дисперсионного анализа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 9. Планирование эксперимента при дисперсионном анализе

Введение………………………………………………………………………....3

1.Задача дисперсионного анализа……………………………………………...4

2. Однофакторный дисперсионный анализ ………………….………………..6

3.Двухфакторный дисперсионный анализ…………………………………….11

4. Планирование эксперимента при дисперсионном анализе.

Латинские и гипер-греко-латинские квадраты.………………..…………......22

Заключение.............................................................................................................30

Литература.............................................................................................................32


Введение.

Результаты эксперимента в химии и химической промышленности были и остаются главным критерием при решении практических задач и при проверке теоретических гипотез. Изучение сложных технологических процессов сопряжено с трудоемким и длительным экспериментом. Для увеличения эффективности научных исследований, сокращения сроков разработки новых технологических процессов необходима оптимизация экспериментальных исследований на всех стадиях разработки, исследования, внедрения и эксплуатации химико-технологических процессов.

В настоящее время мощным средством повышения эффективности научных исследований при решении задач расчета, анализа, оптимизации и прогнозирования химико-технологических процессов стал метод математического моделирования. При наличии полной информации о механизме процесса (термодинамике, кинетике, гидродинамики) составляют детерминированную математическую модель, представляющая собой систему дифференциальных уравнений обыкновенных или в частных производных. Для определения неизвестных констант, входящих в систему дифференциальных уравнений и проверки адекватности математической модели процесса, проводится эксперимент.

В качестве выходных величин рассматривают любой технологический или экономический показатель процесса. Используя при обработке опытных данных принципы прогрессивного и корреляционного анализа, удается найти зависимость между переменными и определить условия оптимума.

Математической моделью служит функция отклика, связывающая параметр оптимизации, характеризующий результаты эксперимента, с переменными параметрами, которыми варьируют при проведении опытов.

Любые контролируемые параметры технологических процессов (температура, давление, расход, реагентов и др.) изменяются во времени случайным образом и следовательно, являются случайными. За время наблюдений случайный процесс принимает тот или иной конкретный вид, заранее неизвестный, называемый реализацией случайного процесса. Случайный процесс можно рассматривать как систему, состоящую из бесконечного множества величин.

Различают стационарные и нестационарные случайные процессы. Стационарные случайные процессы протекают во времени приблизительно однородно и имеют вид случайных колебании вокруг некоторого среднего значения, причем средняя амплитуда, ни характер этих колебаний не обнаруживают существенных изменений с течением времени. Нестационарные случайные процессы имеют определенную тенденцию развития во времени, характеристики такого процесса зависят от начала отсчета.

Задача дисперсионного анализа.

В любом эксперименте среднее значение наблюдаемых величин меняются с изменением основных факторов (качественных и количественных), определяющих условия опыта, а также и случайных факторов. Исследование влияние тех или иных факторов на изменчивость средних является задачей дисперсионного анализа.

Дисперсионный анализ использует свойство аддитивности дисперсии изучаемой случайной величины, обусловленной действием независимых факторов. Р.А. Фишер в 1938 г. впервые определил дисперсионный анализ как «отделение дисперсии, приписываемой одной группе причин от дисперсии, приписываемой другими группами». В зависимости от числа источников дисперсии различают однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ.

Дисперсионный анализ особенно эффективен при изучении нескольких факторов. При классическом методе исследования варьируют только один фактор, а остальные оставляют постоянными. при этом для каждого фактора проводится серия наблюдений, не используемая при изучении других факторов. Кроме того, при таком методе исследования не удается определить взаимодействие факторов при одновременном их изменении. При дисперсионном анализе каждое наблюдение служит для одновременной оценки всех факторов и их взаимодействий.


Дисперсионный анализ состоит в выделении и оценке отдельных факторов, вызывающих изменчивость изучаемой случайной величины. Для этого производится разложение суммарной выборочной дисперсии на составляющие, обусловленные независимыми факторами. Каждая из этих составляющих представляет собой оценку дисперсии генеральной совокупности. Чтобы решить, значимо ли влияние данного фактора, необходимо оценить значимость соответствующей выборочной дисперсии в сравнении с дисперсией воспроизводимости, обусловленной случайными факторами. Проверка значимости оценок дисперсий проводится по критерию Фишера. Если рассчитанное значение критерия Фишера окажется меньше табличного, то влияние рассматриваемого фактора нет оснований считать значимым. Если же рассчитанное значение критерия Фишера окажется больше табличного, то рассматриваемый фактор влияет на изменчивость средних. В дальнейшем будем полагать, что выполняются следующие допущения:

- случайные ошибки наблюдений имеют нормальное распределение;

- факторы влияют только на изменение средних значений, а дисперсия наблюдений остается постоянной;

- эксперименты равноточны.

Требование нормального распределения определяет выбор основных факторов при исследовании процесса методом дисперсионного анализа. Если нужно получить нормальное распределение выходной величины, к случайным желательно относится только те факторы, влияние которых на выходную величину очень мало. Исключение можно делать лишь для тех факторов, которые сами по себе (из каких-либо других соображений) дают нормальное распределение результатов.

Факторы рассматриваемые в дисперсионном анализе, бывают двух родов:

- со случайными уровнями;

- с фиксированными.

В первом случае предполагается, что выбор уровней производится из бесконечной совокупности возможных уровней и сопровождаются рандомизацией. При этом результаты эксперимента имеют большее значение, поскольку выводы по ‑эксперименту можно распространить на всю генеральную совокупность. Если все уровни выбираются случайным образом, математическая модель эксперимента называется моделью со случайными уровнями факторов (случайная модель). Когда все уровни фиксированы, модель называется моделью с фиксированными уровнями. Когда часть факторов рассматривается на фиксированных уровнях, а уровни остальных выбираются случайным образом, модель называется моделью смешанного типа. Иногда отсутствие различие в критериях, применяемых для разных моделей, и единственное различие состоит в общности выводов, в других случаях существует различие в критериях.

Дисперсионный анализ может применяться в различных формах в зависимости от структуры исследуемого процесса; выбор соответствующей формы является обычно одной из главных трудностей в практическом применении анализа.

Наши рекомендации