Тема 2. Понятие как форма мышления. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В. В. Останин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЛОГИКА»
Барнаул 2007
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный аграрный университет»
В. В. Останин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЛОГИКА»
Барнаул
Издательство АГАУ
УДК 161 / 162 (075)
Методические указания для изучения курса «Логика» / авт.-сост.: В.В. Останин. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. 33 с.
Учебно-методическое издание содержит материал курса «Логика», читаемый студентам Алтайского государственного аграрного университета очного и заочного отделения. Данный курс предназначен для формирования у студентов способности логически и ясно мыслить, вырабатывания навыков аргументировано доказывать свою научную позицию. Для самопроверки усвоенного материала студентам предлагаются контрольные вопросы и задания. Рекомендуется список основной и дополнительной литературы. Даны темы контрольных работ и рефератов, а также вопросы к зачету.
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией центра гуманитарного образования АГАУ (протокол № 4 от 26 ноября 2007 г.).
Рецензенты: доктор философских наук, профессор М. Ю. Шишин
доктор философских наук, профессор А. В. Иванов
© Останин В. В., 2007
© ФГОУ ВПО АГАУ, 2007
© Издательство АГАУ, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Тема 1. Введение в науку логики
Тема 2. Понятие как форма мышления
Тема 3. Суждение как форма мышления
Тема 4. Умозаключение как форма мышления
Тема 5. Основы теории аргументации
Список основной литературы
Требования к написанию работ и рефератов
Темы контрольных работ и рефератов
Вопросы к зачету
Задачи и упражнения
Проверочные задания
Пояснительная записка
«Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» Министерства образования Российской Федерации предусмотрено введение в учебный процесс дополнительных курсов специализации. Одним из таких специализированных курсов является предмет «Логика», читающийся для студентов Алтайского аграрного государственного университета.
Объект дисциплины – логика как наука о правильном мышлении. Предметом являются формы, законы, приемы и операции человеческой мысли. Цель изучения дисциплины – ознакомление студентов с основами правильного мышления. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
1. Создать целостную картину становления и развития логики, начиная с Аристотеля и Гаутамы, вплоть до современных достижений данной науки.
2. Реконструировать базисные составляющие логической науки.
3. Изложить основы теории аргументации.
Методологически курс основан на историческом подходе В. Минто, основанием которого является учет исторического контекста возникновения и развития логики. Для наиболее успешного усвоения материала предполагается предварительное ознакомление студентов с такими дисциплинами как «Философия» (раздел, посвященный теории познания) «История философии», «Риторика», «Психология».
По окончании курса студент, прослушавший его, должен иметь ясное представление об основах логической науки, уметь на практике применять полученные навыки. Организационной формой подачи материала являются лекции. Чтение дисциплины рассчитано на один семестр и оканчивается зачетом.
Курс по выбору «Логика»
Лекции – 18 час.
Семинарские занятия – 16 час.
Итого – 34 часа
Тема 1. Введение в науку логики
Лекции – 4 часа
Семинарские занятия – 2 часа
Две традиции формальной логики. Происхождение логики в Древней Греции и Древней Индии. Схожие и отличительные черты логических традиций Аристотеля и Гаутамы. Объект и предмет науки логики. Отличие логики от других наук, изучающих мышление. Логика и психология. Логика и физиология высшей нервной деятельности. Мышление как составная часть человеческого познания. Уровни и формы познания. Ощущение как форма чувственного познания. Восприятие как форма чувственного познания. Представление как форма чувственного познания. Понятие как форма рационального познания. Суждение как форма рационального познания. Умозаключение как форма рационального познания. Критическая сторона индийской логики и гносеологии. Интуитивное познание. Бытовая интуиция, религиозная интуиция как формы интуитивного познания. Основные особенности мышления: абстрактность, опосредованность, вербализуемость и активность мысли. Логические законы тождества, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего и достаточного основания. Логика и язык. Определение и функции языка, знака и алфавита. Типология языков. Язык науки логики.
Рекомендуемая литература по теме
1. Аристотель. Логические произведения // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978.
2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1976.
3. Гаутама. Ньяя-сутры. Ватсьяяна. Ньяя-бхашья // Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. М., 2001.
4. Губин В. Д. Философия: элементарный курс. М., 2003.
5. Жоль К. К. Логика в лицах и символах: учебник для вузов. М., 2006.
6. Инголлс Д. Г. Х. Введение в индийскую логику навья-ньяи. М., 1975.
7. История логики. Под ред. В. Ф. Беркова и Я. С. Яскевич. Мн.; 2001.
8. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2002.
9. Маковельский А. О. История логики. М.,1967.
10. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М.; 2002.
11. Петров Ю. А. Азбука логического мышления. М., 1991.
12. Свинцов В. И. Логика. – М.: Высш. шк., 1987.
13. Солодухин О. А. Логика: для студентов вузов. – Ростов на Дону, 2000.
14. Прабхупада Свами. Раджа-видья. М, 1998.
15. Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1996.
Основные персоналии и понятия
Сократ (470-399 гг. до н.э.)– древнегреческий мыслитель, непримиримый противник софистики, учитель Платона.
Протагор (480-410 гг. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, знаменитый представитель школы софистов. Главный тезис: «человек есть мера всех вещей».
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, ученик Платона, основатель западной традиции формальной логики. Сформулировал три основных закона логики, положил начало силлогистике.
Гаутама (?-III в. до н.э.) –древнеиндийский мыслитель, основатель традиции логики ньяя. Разработал способы ведения дискуссии, учение об источниках познания, заложил основы индийской силлогистики.
Объект логики – мышление.
Предмет логики – формы, законы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек способен правильно познавать окружающий мир.
Ощущение– форма чувственного познания, регистрирующая в сознании человека отдельные свойства предмета.
Восприятие- форма чувственного познания, регистрирующая в сознании человека цельный образ предмета.
Представление- форма чувственного познания, регистрирующая в сознании человека, а именно в его памяти, цельный образ предмета, воспринимавшегося ранее.
Понятие– форма мышления, регистрирующая в сознании человека осмысленную связь между существенными признаками предмета.
Суждение– форма мышления, регистрирующая в сознании человека осмысленную связь между понятиями.
Умозаключение – форма мышления, регистрирующая в сознании человека осмысленную связь между суждениями, посредством которой выводится новое суждение.
Основные особенности мышления:
1.Мышление, в своей чистой форме является абстрактным.
2.Мышление есть опосредованный чувствами процесс познания действительности.
3.Мышление связано с языком, но не тождественно ему.
4.Мышление активно.
Основные логические законы:
1. Закон тождества – любая мысль в процессе рассуждения должна выражать только саму себя и никакую другую мысль.
2. Закон противоречия (непротиворечия) – две противоречивых мысли не могут быть одновременно истинными, одна из них обязательно должна быть ложной.
3. Закон исключенного третьего- две противоречивых мысли не могут быть одновременно ложными, одна из них обязательно должна быть истинной.
4. Закон достаточного основания– для того, чтобы быть верно использованной, любая мысль в процессе рассуждения должна иметь веское обоснование, т. е. быть доказанной.
Язык – знаково-информационная система, выполняющая функции формирования, хранения и передачи знания.
Знак– то, что выражает какой-либо предмет или идею, представляет собой единицу любого языка..
Алфавит – законченная упорядоченная система знаков.
Виды языков:
1. Языки естественные –языки, возникшие и развивавшиеся спонтанно в ходе совершенствования средств человеческой коммуникации.
2. Языки искусственные – языки, специально разработанные для нужд определенной сферы человеческой жизнедеятельности.
3. Языки смешанные– языки, комбинирующие в своем составе элементы естественности и искусственности.
Квантор– показатель количества.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как вы определите объект и предмет науки логики?
2. В чем отличие логики от других наук о мышлении?
3. Какие мыслители являются основателями греческой и индийской логических традиций?
4. Каково место мышления в структуре человеческого познания?
5. Назовите формы чувственного познания.
6. Назовите формы рационального познания.
7. Какова динамика ошибочного знания?
8. Назовите виды интуитивного познания.
9. Каковы основные характеристики мышления?
10. Сколько главных законов логики Вы знаете, и каковы их формулировки?
11. Кому принадлежит авторство логических законов?
12. При каких условиях не действуют закон противоречия и закон исключенного третьего
13. Как бы Вы определили что такое «язык», каковы основные критерии языка?
14. Каково происхождение языков и языка логики в частности?
15. Перечислите, какие группы знаков входят в алфавит языка логики.
16. Что такое знак-образ и знак-символ?
Тема 2. Понятие как форма мышления
Лекции – 4 часа
Семинарские занятия – 4 часа
Определение понятия. Существенные и несущественные признаки понятия. Род и видовое отличие как существенные признаки понятия. Понятие и слово. Приемы образования понятий: сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение понятий. Содержание и объем понятия. Обобщение и ограничение понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Классификация понятий. Понятия общие, единичные и пустые. Регистрируемость и нерегистрируемость понятий. Понятия собирательные и несобирательные. Понятия абстрактные и конкретные. Понятия отрицательные и положительные. Понятия соотносительные и безотносительные. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Равнообъемность, пересечение и подчинение понятий. Соподчинение, противоположность и противоречивость понятий. Определение понятий. Виды определений. Определения номинальные и реальные. Определения явные и неявные. Структура явного определения. Определение через род и видовое отличие, генетическое определение как разновидности явных определений. Правила явных определений. Правила соразмерности, отсутствия логического круга, ясности и неотрицательности определения. Определение через контекст, определение путем демонстрации, определение через отнесение к своей противоположности как разновидности неявных определений. Деление понятий. Виды делений. Дихотомическое деление и деление по видоизменению признака. Структура деления по видоизменению признака. Правила делений по видоизменению признака. Правила соразмерности, наличия одного основания, исключения членов и непрерывности деления. Сложение, вычитание (в прямом и обратном порядке), умножение и дополнение объемов понятий.
Рекомендуемая литература по теме
1. Аристотель. Логические произведения // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978.
2. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.
3. Гаутама. Ньяя-сутры Ватсьяяна. Ньяя-бхашья // Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. М., 2001.
4. Войшвилло Е. К. Понятие как формы мышления. М. МГУ, 1989.
5. Дамаскин И. Источник знания. М., 2006.
6. Инголлс Д. Г. Х. Введение в индийскую логику навья-ньяи. М., 1975.
7. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2002.
8. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М.; 2002.
9. Петров Ю. А. Азбука логического мышления. М., 1991.
10. Свинцов В. И. Логика. – М.: Высш. шк., 1987.
11. Солодухин О. А. Логика: для студентов вузов. Ростов на Дону, 2000.
12. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. Т. 2. СПб., 1994.
13. Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1996.
14. Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов.
Ч. II. – СПб., 1995.
Основные персоналии и понятия
Боэций (480-524) – древнеримский мыслитель, продолжатель аристотелевской логической традиции.
Ватсьяяна (III-IV вв. н.э.) – древнеиндийский мыслитель школы ньяя, написавший комментарий на труд Гаутамы.
Иоанн Дамаскин (675-753) – православный мыслитель, создавший «синтез» логики Аристотеля и православного богословия.
Дигнага (V-VI вв. н.э.) – знаменитый буддийский мыслитель и логик, занимавшийся проблемами гносеологии, сформулировал закон непротиворечия, учитель Дхармакирти.
Понятие– форма мышления, регистрирующая в сознании человека осмысленную связь между существеннымипризнаками предмета.
Признак– то, в чем предмет схож, либо отличен от другого предмета.
Виды признаков:
1. Признак существенный– признак, выражающий суть предмета, его наличие у считается обязательным, иначе предмет теряет свой смысл.
а) Род– понятие (признак), превосходящее другое по объему.
б) Видовое отличие– признак, выражающий специфику понятия по отношению к другим понятиям его рода.
2. Признак несущественный– признак, являющийся косвенным для предмета, без него предмет вполне способен сохранять свой смысл.
Приемы образования понятия:
1. Сравнение– логический прием, посредством которого устанавливается сходство и различие понятий на основании некоторых имеющихся у них признаков.
2. Анализ – логический прием, посредством которого выявляется множество признаков понятия.
3. Абстрагирование – логический прием, посредством которого отбрасываются несущественные признаки предмета и суммируются существенные.
4. Синтез – логический прием, посредством которого существенные признаки предмета конституируют понятие.
5. Обобщение–логический прием, посредством которого предмет, на основании наличия у него общих существенных признаков заносится в какую-либо группу предметов.
Содержание– совокупность существенных признаковпонятия.
Объем – совокупность предметов, входящих в понятие.
Обобщение– логическая операция по увеличению объема понятия.
Ограничение – логическая операция по уменьшению объема понятия.
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия – при увеличении объема понятия, его содержание уменьшается, при уменьшении объема понятия, его содержание увеличивается, и наоборот.
Классификация понятий:
1. а) понятие единичное– понятие, объем которого составляет только один существующий в действительности предмет.
б) понятие общее– понятие, объем которого составляют два или более предметов.
2. а) понятие собирательное– понятие, выражающее не цельный предмет, а некоторую совокупность предметов.
б) понятие несобирательное– понятие, выражающее цельный предмет.
3. а) понятие абстрактное– понятие, выражающее не предмет или явление, отдельное свойство предмета, самостоятельно в действительности не существующее.
б) понятие конкретное– понятие, выражающее предмет или явление, самостоятельно существующее в действительности.
4. а) понятие отрицательное– понятие, выражающее отсутствие чего-либо у предмета.
б) понятие положительное– понятие, непосредственно именующее предмет.
5. а) понятие соотносительное – понятие, составляющее с другим понятием жесткую смысловую пару, в которой ни одно из понятий не может существовать без второго; либо понятие, выражающее связь между некоторыми предметами.
б) понятие безотносительное –понятие, имеющее самостоятельный фиксированный смысл.
Отношения между понятиями:
Совместимые понятия –понятия, объемы которых соприкасаются.
Несовместимые понятия – понятия, объемы которых не соприкасаются.
Виды совместимости:
1. Равнообъемность – отношение, при котором объемы понятий полностью совпадают.
2. Пересечение– отношение, при котором объемы понятий частично совпадают.
3. Подчинение– отношение, при котором объем одного понятия полностью входит в объем другого.
Виды несовместимости:
1. Соподчинение – отношение, при котором объемы несовместимых понятий полностью входят в объем другого понятия.
2. Противоположность– отношение, при котором два несовместимых понятия имеют взаимоисключающие признаки и, входя в объем третьего понятия, не исчерпывают его объем.
3. Противоречие– отношение, при котором два несовместимых понятия имеют взаимоисключающие признаки и, входя в объем третьего понятия, полностью исчерпывают его объем.
Определение– логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
Номинальные определения – определения, не имеющие четкой структуры и буквально называющие или именующие предмет.
Реальные определения – определения, имеющие четкую проявленную структуру.
Определяемое –понятие, которое подлежит определению.
Определяющее– понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия.
Явные определения – определения, непосредственно задающие предмет через его существенные признаки.
Виды явных определений: