Отношения между понятиями.
Раскрыть разницу между сравнимыми и несравнимыми понятиями, их изображение с помощью круговых схем (круги Эйлера). Рассмотреть деление сравнимых понятий на совместимые и несовместимые, виды совместимости: а) равнозначность (тождество); б) пересечение; в) подчинение (субординация). Определить несовместимые понятия, виды несовместимости: а) соподчинение; б) противоположность (контрарность); в) противоречивость (контрадикторность).
Операции над понятиями.
Рассмотреть операции обобщения и ограничения. Раскрыть операцию определения, виды определений, правила определения. Обратить внимание на операцию деления, ее противоположность определению, основные правила деления, виды деления. Раскрыть понятие «классификация» как разновидность деления.
Суждение.
Раскрыть понятие суждения как формы мышления. Обратить внимание на наличие утверждения или отрицания, а также на свойство выражать истину и ложь как отличительные особенности суждения. Рассмотреть основные термины суждения – субъект и предикат.
Суждение и предложение
Показать, почему языковым средством выражения суждения, как правило, является повествовательное предложение, почему невозможно представить суждения посредством вопросительных и восклицательных предложений? Разобрать – риторический вопрос как суждение.
Виды простых суждений.
Раскройте простое суждение как суждение, не содержащее логических связок. Виды простых суждений: а) атрибутивные; б) суждения с отношениями; в) суждения существования.
11 .Сложные суждения.
Раскройте сложное суждение как суждение, содержащее логические связки и состоящее из нескольких простых суждений. Приведите и поясните наиболее употребительные логические связки: отрицание; конъюнкция; дизъюнкция; импликация. Поясните таблицы истинности.
Модальность суждения
Раскройте понятие модальности суждения как дополнительной информации о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом и предикатом. Дайте понятие о модальном операторе. Опишите физические, эпистемические, деонтические, аксиологические модальности.
Логические законы.
Обратите внимание на различные их аспекты как принципы правильного мышления. Покажите, что логические законы – основа человеческого мышления, основа логического следования и логического доказательства. Раскройте объективный характер логических законов, их независимость от воли человека. Обратите внимание на понимание логических законов в традиционной логике.
Закон тождества.
Раскройте сущность закона тождества (а -> а). Обратите внимание на применимость этого закона.
15. Закон непротиворечия.
Поясните сущность закона непротиворечия, иногда называемого законом противоречия (а л -.а). Покажите роль этого закона в человеческом мышлении.
16. Закон исключенного третьего.
Покажите смысл закона исключенного третьего (a v -па). Аристотель о неприменимости закона исключенного третьего к будущим случайным событиям.
Закон достаточного основания.
Поясните сущность закона достаточного основания. Введение Лейбницем закона достаточного основания в качестве четвертого основного логического закона традиционной логики.
Дедуктивные умозаключения.
Раскрыть понятие умозаключения как формы мышления, посредством которой из известных суждений (называемых «посылками») получают новое суждение (называемое «выводом», или «заключением»). Показать по какому критерию происходит деление умозаключений на дедуктивные и индуктивные. Дать классификацию дедуктивных умозаключений.
Непосредственное умозаключение и его виды.
Определить понятие непосредственного умозаключения. Раскрыть понятия «превращение», «обращение» и «противопоставление предикату» как виды непосредственных умозаключений.