Умозаключения по аналогии и индуктивные

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Л О Г И К А

Учебно-методический комплекс

для студентов Факультета непрерывного образования

Российской академии правосудия

специальность 030912 – Право и организация

Социального обеспечения

Москва – 2012

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Логика» для специальности 030912 – Право и организация социального обеспечения, среднего профессионального образования (Базовый уровень). – М.: Российская академия правосудия. – 2012.

Кафедра философии и социально-экономических дисциплин

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Протокол № от 2012 года.

Автор:

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия

С.С.Антюшин

Рецензент:

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия

Н.В. Михалкин

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А

© Российская академия правосудия, 2012

© Антюшин С.С., 2012

Содержание

Пояснительная записка ………………………………..……………….. …..…….…. 4

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ...……………...5

Объем дисциплины и виды учебных занятий …………………………………….… 5

Тематический план ……………………………………………………………….……6

Программа ……………………………………………………………………….……...7

Планы семинарских и практических занятий ……………………………………….13

Методические рекомендации по изучению дисциплины …………………………..20

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ……...….21

Примерный перечень вопросов к экзамену …………………….……………………23

Рекомендуемая литература ………………………………………………………........24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логика – учебная дисциплина, которая входит в состав Государственного образовательного стандарта Среднего профессионального образования (ГОС СПО) и составляет основу базового образования в Российской академии правосудия. Она дает возможность студентам формировать и развивать у себя логическое мышление, способствует целостному восприятию и адекватному пониманию знаний различного вида, приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности.

Данный учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логика» рассчитан для базового и повышенного уровней подготовки студентов юридической специализации в соответствии с ГОС СПО.

Учебно-методический комплекс включает:

– перечень основных дидактических единиц дисциплины, ее объем и виды учебных занятий;

– методические рекомендации по изучению дисциплины;

– методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

– тематический план учебной дисциплины;

– программу учебной дисциплины;

– планы семинарских и практических занятий;

– примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену;

– перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины «Логика» студент должен

иметь представление:

– о роли и значении логики в формировании человеческого мышления;

– о способах, средствах и приемах логического мышления, аргументации;

знать:

– основные логические термины, формы мысли, и как они связаны между собой;

– основные правила и приемы ведения аргументации с различными оппонентами;

уметь:

– применять законы правильного мышления, выводного знания, аргументации в профессиональной юридической деятельности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские занятия  
Практическое занятие в форме ролевой игры
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля   экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы дисциплины Аудиторные занятия Лекции Семинары и практические занятия
Раздел 1. Предмет и значение логики  
Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов  
Раздел 2. Понятие, суждение, основные законы логики
Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий,  
Тема 2.1.с (семинар) Предмет логики. Понятие  
Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями  
Тема 2.2.с (семинар) Отношения между понятиями; логические операции с понятиями  
Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений  
Тема 2.3.с (семинар) Суждение: структура и виды  
Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов  
Тема 2.4.с (семинар) Преобразование суждений и отношения между ними  
Тема 2.5 Законы логики  
Тема 2.5.с (семинар) Законы формальной логики, правила выводного знания  
Раздел 3. Логические основы аргументации
Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные.  
Тема 3.1.с (семинар) Умозаключения и их роль в деятельности юристов  
Тема 3.2 Дедуктивные умозаключения  
Тема 3.2.с (семинар) Виды дедуктивных умозаключений  
Тема 3.3 Аргументация в работе юриста. Доказательство и опровержение  
Тема 3.3.с (семинар) Логические и методологические аспекты аргументации и критики  
Тема 3.4 Гипотеза и версия  
Ролевая игра "Версия"  
ВСЕГО:

ПРОГРАММА

Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов

Студент должен

иметь представление:

– о формах познания объективного мира человеком;

– о правильном мышлении;

знать:

– предмет формальной логики;

– основные понятия: предмет, закон, логическая культура, знание, истина, ложь;

– основные этапы развития логики;

– особенности языка логики;

– значение логики для юристов;

уметь:

– различать основные логические формы;

– правильно применять основные логические термины.

Понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение.

Формальная логика как наука. Предмет логики. Логическая культура. Основные этапы формирования логической науки.

Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Языки естественные и искусственные. Язык логики.

Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания.

Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий

Студент должен

иметь представление:

– об основных логических приемах формирования понятий;

– о связи понятий и слов;

– о полной логической характеристике понятия;

знать:

– основные характеристики понятия как формы мышления;

– закон обратного отношения объема и содержания понятий;

– основные виды понятий;

уметь:

– определять объем и содержание понятия;

– обобщать и ограничивать понятия.

Понятие как форма мышления. Способы образования понятий в естественном языке.

Признаки предметов. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.

Виды понятий. Единичные, общие и нулевые понятия; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные; собирательные и несобирательные понятия.

Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями

Студент должен

иметь представление:

– о многообразии отношений между различными понятиями;

– о возможностях использования различных операций с понятиями в практической

деятельности юриста;

знать:

– характеристику сравнимых и несравнимых понятий;

– виды отношений совместимости и несовместимости;

– операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий;

уметь:

– определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах Л. Эйлера;

– определять ошибки неправильных определений и делений понятий.

Понятие об отношениях и видах отношений между понятиями. Круговые схемы Л. Эйлера. Сравнимые и несравнимые понятия. Отношения равнозначности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия.

Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.

Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях.

Классификация как логико-гносеологическая процедура.

Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений

Студент должен

иметь представление:

– об истинности и ложности суждений;

– о связи суждений и предложений;

– о модальности и ее видах;

знать:

– языковую форму выражения суждений;

– состав и структуру суждений;

– виды простых суждений;

– объединенную классификацию простых категорических суждений по качеству и

количеству;

уметь:

– определять в суждениях субъект, предикат и связку;

– определять распределенность терминов в простых суждениях;

– давать характеристику суждения.

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые суждения. Структура простого категорического суждения. Виды суждений. Атрибутивные суждения. Суждения об отношениях. Распределенность терминов в суждениях.

Модальность суждений. Алетическая, эпистемическая, деонтическая, темпоральная модальности.

Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов

Студент должен

иметь представление:

– о преобразовании суждений;

– о роли вопросов и ответов в практической деятельности юриста;

– об "логическом квадрате";

знать:

– виды отношений между простыми суждениями;

– виды логических связок в сложных суждениях;

– основные типы преобразования суждений;

– основные виды вопросов и ответов;

уметь:

– производить основные преобразования суждений;

– строить "таблицы истинности" сложных суждений;

– находить ошибки при постановке вопросов и при ответе на них.

Преобразование суждений. Обращение, превращение, противопоставление предикату; порядок, правила и практическое значение преобразований.

Виды отношений между суждениями по логическим формам. Сравнимые и несравнимые суждения, совместимые и несовместимые. Суждения. Логический квадрат.

Сложные суждения. Виды сложных суждений. Правила построения таблиц истинности сложных суждений.

Вопрос как мысль особого типа. Логическая структура вопроса. Виды вопросов: по степени общности, по характеру предмета, объема, содержания, по синтаксической структуре, по целевому предназначению, по функциональной предназначенности. Виды ответов: сильные и слабые, полные и неполные.

Тема 2.5 Законы логики

Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрицание простых и сложных суждений.

Студент должен

иметь представление:

– о роли законов логики в познании;

– об использовании их в практической деятельности юристов;

знать:

– содержание законов логики;

уметь:

– применять законы логики в практической деятельности.

Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действий законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность.

Закон тождества как выражение определенности мысли. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия; подмена тезиса. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества.

Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия. Проявление противоречия во всех несовместимых суждениях: контрарных, контрадикторных. Недопущение противоречия во всяком правильном мышлении.

Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. Взаимосвязь закона исключенного третьего с законом непротиворечия. Невозможность признания двух противоречащих суждений одновременно истинными или ложными.

Закон достаточного основания, как выражение требования обоснованности мысли. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной, и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания.

Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов.

Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста.

Умозаключения по аналогии и индуктивные

Студент должен

иметь представление:

– об опосредованных (выводных) знаниях;

– о роли аналогии в науке и практической деятельности юриста;

– о роли индуктивных умозаключений в практической деятельности юриста;

знать:

– состав и структуру умозаключения;

– виды умозаключений по направленности логического следования;

– виды аналогии;

– правила умозаключений по аналогии;

– условия повышения степени вероятности умозаключений по нестрогой аналогии;

– виды индуктивных умозаключений;

– методы установления причинных связей между явлениями;

уметь:

– использовать умозаключения по аналогии и дедуктивные при решении практических задач;

– определять степень вероятности обобщения и достоверности заключения по видам умозаключений;

– использовать научную индукцию для анализа причинных связей.

Умозаключение. Состав и виды умозаключений.

Непосредственные умозаключения. Выводы по логическому квадрату, превращение и обращение категорических суждений. Противопоставление предикату и субъекту.

Умозаключения по аналогии. Структура и виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств, аналогия отношений. Виды аналогий по степени достоверности заключения: строгая и нестрогая аналогия. Аналогия в правовом познании и в деятельности юристов.

Индуктивные умозаключения и опытные обобщения. Индукция полная и неполная, научная и популярная.

Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: единственного сходства, единственного различия, соединенный – сходства и различия, сопутствующих изменений; остатков.

Наши рекомендации