Умозаключения по аналогии и индуктивные
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Л О Г И К А
Учебно-методический комплекс
для студентов Факультета непрерывного образования
Российской академии правосудия
специальность 030912 – Право и организация
Социального обеспечения
Москва – 2012
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Логика» для специальности 030912 – Право и организация социального обеспечения, среднего профессионального образования (Базовый уровень). – М.: Российская академия правосудия. – 2012.
Кафедра философии и социально-экономических дисциплин
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Протокол № от 2012 года.
Автор:
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия
С.С.Антюшин
Рецензент:
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия
Н.В. Михалкин
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А
© Российская академия правосудия, 2012
© Антюшин С.С., 2012
Содержание
Пояснительная записка ………………………………..……………….. …..…….…. 4
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ...……………...5
Объем дисциплины и виды учебных занятий …………………………………….… 5
Тематический план ……………………………………………………………….……6
Программа ……………………………………………………………………….……...7
Планы семинарских и практических занятий ……………………………………….13
Методические рекомендации по изучению дисциплины …………………………..20
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ……...….21
Примерный перечень вопросов к экзамену …………………….……………………23
Рекомендуемая литература ………………………………………………………........24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логика – учебная дисциплина, которая входит в состав Государственного образовательного стандарта Среднего профессионального образования (ГОС СПО) и составляет основу базового образования в Российской академии правосудия. Она дает возможность студентам формировать и развивать у себя логическое мышление, способствует целостному восприятию и адекватному пониманию знаний различного вида, приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности.
Данный учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логика» рассчитан для базового и повышенного уровней подготовки студентов юридической специализации в соответствии с ГОС СПО.
Учебно-методический комплекс включает:
– перечень основных дидактических единиц дисциплины, ее объем и виды учебных занятий;
– методические рекомендации по изучению дисциплины;
– методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
– тематический план учебной дисциплины;
– программу учебной дисциплины;
– планы семинарских и практических занятий;
– примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену;
– перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения учебной дисциплины «Логика» студент должен
иметь представление:
– о роли и значении логики в формировании человеческого мышления;
– о способах, средствах и приемах логического мышления, аргументации;
знать:
– основные логические термины, формы мысли, и как они связаны между собой;
– основные правила и приемы ведения аргументации с различными оппонентами;
уметь:
– применять законы правильного мышления, выводного знания, аргументации в профессиональной юридической деятельности.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Практическое занятие в форме ролевой игры | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы дисциплины | Аудиторные занятия | Лекции | Семинары и практические занятия |
Раздел 1. Предмет и значение логики | |||
Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов | |||
Раздел 2. Понятие, суждение, основные законы логики | |||
Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий, | |||
Тема 2.1.с (семинар) Предмет логики. Понятие | |||
Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями | |||
Тема 2.2.с (семинар) Отношения между понятиями; логические операции с понятиями | |||
Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений | |||
Тема 2.3.с (семинар) Суждение: структура и виды | |||
Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов | |||
Тема 2.4.с (семинар) Преобразование суждений и отношения между ними | |||
Тема 2.5 Законы логики | |||
Тема 2.5.с (семинар) Законы формальной логики, правила выводного знания | |||
Раздел 3. Логические основы аргументации | |||
Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные. | |||
Тема 3.1.с (семинар) Умозаключения и их роль в деятельности юристов | |||
Тема 3.2 Дедуктивные умозаключения | |||
Тема 3.2.с (семинар) Виды дедуктивных умозаключений | |||
Тема 3.3 Аргументация в работе юриста. Доказательство и опровержение | |||
Тема 3.3.с (семинар) Логические и методологические аспекты аргументации и критики | |||
Тема 3.4 Гипотеза и версия | |||
Ролевая игра "Версия" | |||
ВСЕГО: |
ПРОГРАММА
Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
Студент должен
иметь представление:
– о формах познания объективного мира человеком;
– о правильном мышлении;
знать:
– предмет формальной логики;
– основные понятия: предмет, закон, логическая культура, знание, истина, ложь;
– основные этапы развития логики;
– особенности языка логики;
– значение логики для юристов;
уметь:
– различать основные логические формы;
– правильно применять основные логические термины.
Понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение.
Формальная логика как наука. Предмет логики. Логическая культура. Основные этапы формирования логической науки.
Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Языки естественные и искусственные. Язык логики.
Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания.
Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий
Студент должен
иметь представление:
– об основных логических приемах формирования понятий;
– о связи понятий и слов;
– о полной логической характеристике понятия;
знать:
– основные характеристики понятия как формы мышления;
– закон обратного отношения объема и содержания понятий;
– основные виды понятий;
уметь:
– определять объем и содержание понятия;
– обобщать и ограничивать понятия.
Понятие как форма мышления. Способы образования понятий в естественном языке.
Признаки предметов. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные.
Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.
Виды понятий. Единичные, общие и нулевые понятия; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные; собирательные и несобирательные понятия.
Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями
Студент должен
иметь представление:
– о многообразии отношений между различными понятиями;
– о возможностях использования различных операций с понятиями в практической
деятельности юриста;
знать:
– характеристику сравнимых и несравнимых понятий;
– виды отношений совместимости и несовместимости;
– операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий;
уметь:
– определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах Л. Эйлера;
– определять ошибки неправильных определений и делений понятий.
Понятие об отношениях и видах отношений между понятиями. Круговые схемы Л. Эйлера. Сравнимые и несравнимые понятия. Отношения равнозначности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия.
Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.
Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях.
Классификация как логико-гносеологическая процедура.
Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений
Студент должен
иметь представление:
– об истинности и ложности суждений;
– о связи суждений и предложений;
– о модальности и ее видах;
знать:
– языковую форму выражения суждений;
– состав и структуру суждений;
– виды простых суждений;
– объединенную классификацию простых категорических суждений по качеству и
количеству;
уметь:
– определять в суждениях субъект, предикат и связку;
– определять распределенность терминов в простых суждениях;
– давать характеристику суждения.
Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые суждения. Структура простого категорического суждения. Виды суждений. Атрибутивные суждения. Суждения об отношениях. Распределенность терминов в суждениях.
Модальность суждений. Алетическая, эпистемическая, деонтическая, темпоральная модальности.
Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов
Студент должен
иметь представление:
– о преобразовании суждений;
– о роли вопросов и ответов в практической деятельности юриста;
– об "логическом квадрате";
знать:
– виды отношений между простыми суждениями;
– виды логических связок в сложных суждениях;
– основные типы преобразования суждений;
– основные виды вопросов и ответов;
уметь:
– производить основные преобразования суждений;
– строить "таблицы истинности" сложных суждений;
– находить ошибки при постановке вопросов и при ответе на них.
Преобразование суждений. Обращение, превращение, противопоставление предикату; порядок, правила и практическое значение преобразований.
Виды отношений между суждениями по логическим формам. Сравнимые и несравнимые суждения, совместимые и несовместимые. Суждения. Логический квадрат.
Сложные суждения. Виды сложных суждений. Правила построения таблиц истинности сложных суждений.
Вопрос как мысль особого типа. Логическая структура вопроса. Виды вопросов: по степени общности, по характеру предмета, объема, содержания, по синтаксической структуре, по целевому предназначению, по функциональной предназначенности. Виды ответов: сильные и слабые, полные и неполные.
Тема 2.5 Законы логики
Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрицание простых и сложных суждений.
Студент должен
иметь представление:
– о роли законов логики в познании;
– об использовании их в практической деятельности юристов;
знать:
– содержание законов логики;
уметь:
– применять законы логики в практической деятельности.
Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действий законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность.
Закон тождества как выражение определенности мысли. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия; подмена тезиса. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества.
Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия. Проявление противоречия во всех несовместимых суждениях: контрарных, контрадикторных. Недопущение противоречия во всяком правильном мышлении.
Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. Взаимосвязь закона исключенного третьего с законом непротиворечия. Невозможность признания двух противоречащих суждений одновременно истинными или ложными.
Закон достаточного основания, как выражение требования обоснованности мысли. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной, и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания.
Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов.
Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста.
Умозаключения по аналогии и индуктивные
Студент должен
иметь представление:
– об опосредованных (выводных) знаниях;
– о роли аналогии в науке и практической деятельности юриста;
– о роли индуктивных умозаключений в практической деятельности юриста;
знать:
– состав и структуру умозаключения;
– виды умозаключений по направленности логического следования;
– виды аналогии;
– правила умозаключений по аналогии;
– условия повышения степени вероятности умозаключений по нестрогой аналогии;
– виды индуктивных умозаключений;
– методы установления причинных связей между явлениями;
уметь:
– использовать умозаключения по аналогии и дедуктивные при решении практических задач;
– определять степень вероятности обобщения и достоверности заключения по видам умозаключений;
– использовать научную индукцию для анализа причинных связей.
Умозаключение. Состав и виды умозаключений.
Непосредственные умозаключения. Выводы по логическому квадрату, превращение и обращение категорических суждений. Противопоставление предикату и субъекту.
Умозаключения по аналогии. Структура и виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств, аналогия отношений. Виды аналогий по степени достоверности заключения: строгая и нестрогая аналогия. Аналогия в правовом познании и в деятельности юристов.
Индуктивные умозаключения и опытные обобщения. Индукция полная и неполная, научная и популярная.
Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: единственного сходства, единственного различия, соединенный – сходства и различия, сопутствующих изменений; остатков.