Работа с литературой по проблеме
Важный этап в работе над избранной темой – ознакомление с теоретическими источниками и их обработка, поскольку всякое исследование должно опираться на определенную научную базу, иметь ссылки на изученные теоретические материалы по теме. Теоретическая и практическая ценность исследования зависит от его научной новизны. Чтобы сказать свое слово в науке, необходимо знать, что сделано в этом направлении предшественниками, т.е. необходимо обратиться к специальной литературе, сделать ее обзор. Любая тема научной работы по русскому языку предусматривает знакомство с лингвистической литературой, непосредственно посвященной исследуемому явлению: это могут быть как специальные изыскания по русистике, так и работы, анализирующие соответствующее явление в родственных языках, а также работы по общему языкознанию, справочники и словари. Когда тема граничит с литературоведческой (например, «Способы выражения модальности в рассказах А. Платонова»), то работа над ней требует поиска научных источников, касающихся использования исследуемого явления в текстах не только того писателя, чье имя упоминается в формулировке темы, но и других авторов. Полезным будет обращение к научным изысканиям общего характера о творчестве, об идиостиле автора: это поможет войти в художественный мир писателя, понять особенности его творческой манеры, а следовательно, даст возможность установить закономерности в использовании им изучаемого явления.
Важный и ответственный этап в работе над научным сочинением – формирование списка использованных источников. При его составлении необходимо помнить, что очень важно не пропустить ничего существенного, поэтому следует брать на учет все статьи и сборники, в названиях которых содержится хотя бы намек на их связь с темой научной работы.
Наиболее важные работы рекомендует научный руководитель во время консультации. Однако одной из задач ученика является самостоятельный поиск и пополнение списка рекомендованной литературы.
Для этого следует использовать ресурсы библиотек:
– систематические каталоги (в которых карточки названий работ сгруппированы по отраслям знаний);
– алфавитные каталоги (в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов);
– предметные каталоги (которые содержат названия работ по конкретным проблемам и специальностям);
– разнообразные библиографические справочные издания, о которых может квалифицированно проинструктировать дежурный библиограф;
– электронные ресурсы.
Для составления списка литературы необходимо использовать и справочно-библиографические указания, помещенные в последних номерах таких журналов, как: «Филологические науки»; «Вопросы языкознания»; «Мовознавство»; «Нова філологія»; «Русский язык в школе»; «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины»; «Русский язык в национальной школе»; «Русский язык за рубежом»; «Русская речь»; «Русская словесность»; «Русская словесность в школах Украины»; «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология»; «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика»; «Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация»; «Вісник Донецького національного університету. Серия Б. Гуманітарні науки». Эти научные журналы можно найти в Областной библиотеке им. Н.К. Крупской.
Необходимый для дальнейшей работы список литературы следует пополнять информацией из ссылок и сносок в учебниках, монографиях, статьях, энциклопедических словарях и т. п.
Собранная на отдельные карточки библиографическая картотека размещается по алфавиту для удобства пользования и дальнейшего формирования списка использованных источников в конце научной работы.
Составленный перечень необходимой теоретической литературы согласуется с руководителем, после чего выявляется ее наличие в библиотеках города, в Интернете. При необходимости можно делать ксерокопии статей и фрагментов монографий. Начинать изучение литературы вопроса целесообразно с основных, фундаментальных работ (они подлежат детальному изучению). Источники, касающиеся исследуемой темы опосредованно, привлекаются частично, т.е. изучаются отдельные их разделы или даже страницы.
Знакомство с литературой служит исходным материалом исследования, оно позволит определить, что в изучаемой проблеме точно установлено, а что является дискуссионным, недостаточно изученным и требует дальнейшей разработки. Следует постоянно обдумывать найденную информацию, чтобы собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, стали основой для получения личных авторских выводов.
При чтении ксерокопий (не библиотечных книг!) целесообразны подчеркивания карандашом, пометки на полях, введение условных знаков (важно, чтобы они были постоянными, т. е. всегда имели один и тот же смысл.) Так, можно рекомендовать подчеркивать карандашом горизонтальной чертой основную мысль автора, записывая вертикально его фамилию; вертикальной чертой сбоку по тексту целесообразно выделять выводы; доводы автора можно обозначать цифрами или буквами. Нередко употребляют и такие условные сокращения: NB (nota bene; заметить хорошо; очень важно); ! (внимание); ? (неясно, выяснить) и под. Однако не следует увлекаться подчеркиванием. Бессистемное и сплошное подчеркивание или большое количество выделений и значков на полях не помогает выявить главное в книге, а, наоборот, затрудняет восприятие смысла.
Наиболее рациональной формой фиксации прочитанного можно признать выписки, обращение к которым равносильно обращению к первоисточнику, если усвоить некоторые правила записи и придерживаться их. На каждую выписку целесообразно отводить отдельный лист стандартного формата, который заполняется с одной стороны, что помогает в дальнейшем компоновать материал в любом порядке. Такая техника оформления позволит сэкономить время при последующем оформлении работы, поможет постепенно группировать материал по тематическому принципу, следовательно, облегчит его систематизацию и осмысление.
В левом верхнем углу листа помещают точное библиографическое описание работы. Справа, вверху, посередине строки, указывают тему или содержание выписки. Ниже подают без кавычек ее текст, который занимает основную площадь карточки. Слева, по всей длине листа, оставляют поля для собственных замечаний (например: сравни с мыслью... в работе..., подобное см. в работе... и др.), а также указаний номера страницы, на которой заканчивается каждая выписка. Если текст переходит из одной страницы на другую, то в тексте место перехода обозначают двумя вертикальными чертами (||).
Образец выписки см. в Приложении Б.
В научных источниках необходимо брать принципы и методы для самостоятельного анализа языковых фактов, а не материал, который может быть без существенных изменений использован в работе.