Упражнения для счастливого малыша
Для детей, которым нужна помощь в овладении навыками игры в положении лежа на спине, физиотерапевты могут порекомендовать некоторые из следующих упражнений. Первые три относятся к упражнениям на пассивную подвижность. Подвижность характеризуется здесь как пассивная в силу того, что дети совершают движения не сами, а при помощи родителей, которые сгибают их корпус и двигают руки. Эти упражнения направлены на то, чтобы расслабить суставы и мышцы ребенка, слегка их растянуть и таким образом позволить ребенку совершать нормальные движения.
При выполнении пассивных движений очень важна технология. Например, когда вы двигаете одной рукой зараз, плечевые суставы ребенка должны быть в правильном положении – не приподнятыми и не вывернутыми назад. Помимо этого, вы будете придерживать плечевой сустав ребенка и только потом начнете выполнять движения рукой ребенка. Физиотерапевт, помня о мышечном тонусе ребенка и размерах его тела, покажет вам, где и как поместить руку, чтобы стабилизировать плечевой сустав. Обязательно потренируйтесь выполнять эти упражнения с физиотерапевтом, прежде чем будете делать их самостоятельно дома. Письменные инструкции послужат хорошим напоминанием, но они не могут заменить демонстрацию действий специалистом.
Первое упражнение направлено на то, чтобы расслабить и слегка растянуть спинные мышцы вашего ребенка и мышцы, окружающие его лопатки.
Сгибаем позвоночник
Ребенок лежит на спине. Ухватите его под верхнюю часть ног и согните в «шарик» так, чтобы ягодицы оказались выше корпуса. Поверните его медленно вправо, затем влево, затем вновь опустите (рис. 7.1 ).
Рис. 7.1
Двигаем одной рукой
Это упражнение поможет расслабить плечевые мышцы ребенка и простимулировать движения рук.
1. Ребенок лежит на спине. Просуньте правую руку под его левое плечо так, чтобы ваши пальцы лежали на плече сверху, а большой палец обхватывал его (рис. 7.2 ).
Рис. 7.2
2. Мягко потяните плечо вниз, в направлении ступней. Согните руку в районе плеча.
3. Удерживая левую ладонь ребенка своей левой рукой, продвигайте его руку в сторону противоположного плеча на максимальное расстояние, но не тяните (рис. 7.3 ), затем верните в исходное положение.
4. Выполните упражнение пять раз для каждой руки.
Рис. 7.3
Если вам не нужно стабилизировать плечевые суставы ребенка, физиотерапевт может порекомендовать вам двигать одновременно обеими руками, как будет объяснено и показано ниже. Это делается с тремя разными скоростями. На низкой скорости вы двигаете руками на максимальное расстояние и слегка растягиваете мышцы рук. На более высоких скоростях вы двигаете руками только на то расстояние, на которое они двигаются с легкостью. Это упражнение не растягивает мышцы – оно их расслабляет. Не делайте более быстрые движения, если ребенок напрягает руки в процессе.
Когда вы выполняете «Три упражнения для рук» (см. далее), обязательно смотрите на ребенка и говорите с ним. Если ребенок будет смотреть вам в глаза, он станет держать голову ровно и не будет вертеть ею из стороны в сторону.
Три упражнения для рук
Ребенок лежит на спине лицом к вам. Держите его руки, положив свои большие пальцы ему в ладони. Пусть кончики ваших больших пальцев лежат между его большим и указательным пальцами, а остальными пальцами вы легко обхватите его кисть.
Боксирование
1. Мягко потяните правую руку, пока локоть не распрямится. Остановитесь (рис. 7.4 ).
2. Мягко опустите руку, одновременно поднимая левую и распрямляя ее локоть. Остановитесь.
3. Повторите два раза.
4. Затем повторите боксирующее движение на более высокой скорости – и в третий раз сделайте его еще быстрее.
Наружу и на грудь
1. Мягко потяните обе руки вверх, пока локоть не распрямится.
2. Медленно разведите руки в стороны. Остановитесь (рис. 7.5, а ).
3. Медленно поднимите руки снова вверх и перекрестите их на груди. Остановитесь (рис. 7.5, б ).
4. Повторите два раза.
5. Затем выполните упражнение на более высокой скорости – и в третий раз еще быстрее.
Рис. 7.4
Рис. 7.5
Ветряная мельница
1. Мягко потяните обе руки, пока локти не распрямятся.
2. Медленно заведите одну руку наверх, к голове, а другую вниз, к корпусу. Остановитесь (рис. 7.6 ).
3. Теперь переместите руки в противоположное положение. Остановитесь.
4. Повторите два раза.
5. Затем выполните это упражнение на более высокой скорости – и в третий раз еще быстрее.
Рис. 7.6
Проделывая эти движения после каждой смены подгузника, вы затратите совсем немного времени. И это будет время, проведенное с пользой. Большинство детей получают большое удовольствие от этих упражнений, особенно если вы выбираете рекомендованные скорости. Им нравится, что движение начинается медленно, затем следует пауза, затем снова медленно, пауза, затем более быстрое движение – и совсем быстрое. Если ребенок поначалу не улыбался, к моменту быстрых движений он наверняка засмеется! Разговор или пение во время упражнений еще больше его развеселят.
Если ребенок получает удовольствие от «Трех упражнений для рук», вы, возможно, заметите, что он начнет сам принимать в них участие, и это очень хороший знак.
ВНИМАНИЕ : помните, что нужно выполнять упражнения только на низкой скорости, если ваш ребенок не любит более быстрые движения и напрягает руки.