Образовательные технологии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра Философии и этики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГИКА
Направление подготовки
040400.62 – Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
заочная
Сыктывкар 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая программа дисциплины…………………………………………………….3
1.1. Цель освоения учебной дисциплины……………………………………………..5
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата…………………..5
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………………..5
1.4. Структура и содержание дисциплины…………………………………….……..6
2. Образовательные технологии………………………………………………………..7
3. Критерии оценки формирования компетенций в рамках курса «Логика»………12
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………..11
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
4.1. Самостоятельная работа…………………………………………………………11
4.2. Темы практических занятий…………………………………………………….16
4.3. Вопросы для подготовки к контрольной работе……………………………….21
4.4. Контрольная работа………………………………………………………………22
4.5. Вопросы к экзамену.……………………………………………………..............34
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..38
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………38
7. Приложение………………………………………………………………………….39
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией), задачами ООП ВПО и учебного плана направления 040400.62 – Социальная работа
Автор
Доцент, к.ф.н.____________________________О.Л.Максимова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
На заседании кафедры философии и этики
Протокол заседания № __ от «__» _________2016 г.
Заведующий кафедрой
Доцент, к.ф.н. ________________________Ю.Г.Козырев
Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Логика» - формирование основ логической культуры и логически правильного мышления для подготовки обучающихся к профессиональной деятельности
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Логика» относится к курсам по выбору базовой части профессионального цикла (Б.3.В.ДВ2.).
Логическая культура необходима социальным работникам, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с умением оперировать четкими понятиями, давать ясные определения и точно формулировать проблемы, анализировать свои и чужие рассуждения, а также с умением убеждать и обосновывать свои высказывания, правильно и корректно вести диалог. В связи с этим логика, формируя у обучающихся основополагающие принципы правильного (познающего) мышления, непосредственно связана как с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
· владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
•Знать:
- основные законы, формы и методы логического обоснования;
- основные принципы теории аргументации.
•Уметь:
· обобщать и анализировать воспринимаемую информацию;
· логически верно, аргументированно и ясно строить речь.
•Владеть:
· понятийным аппаратом
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем (краткое содержание | Семестр | Количество часов по учебному плану | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) | ||||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | |||||||||||
В том числе | ||||||||||||
лекции | Практич занятия | СРС | ||||||||||
Предмет и значение логики | конспект | |||||||||||
Понятие | Понятийный диктант Проверочная работа Решение задач | |||||||||||
Суждение. Логика вопросов и ответов | Понятийный диктант Проверочная работа Решение задач | |||||||||||
Основные законы логики | Понятийный диктант | |||||||||||
Дедуктивные умозаключения | Понятийный диктант Проверочная работа Решение задач | |||||||||||
Правдоподобные умозаключения | Понятийный диктант, Подготовка вопросов к лекции пресс-конференции Решение задач | |||||||||||
Доказательство и опровержение | Понятийный диктант Решение задач | |||||||||||
Гипотеза | Построение гипотез Выполнение упражнений | |||||||||||
Рациональный спор | Понятийный диктант Проверочная работа в форме дебатов | |||||||||||
Итого: 144 часа | ||||||||||||
Образовательные технологии
Для наглядной демонстрации содержание учебной дисциплины совмещены с образовательными технологиями в единой таблице.
В курсе используется следующие образовательные технологии
· традиционные образовательные технологии: лекции по ключевым проблемам курса, практические занятия;
· активные и интерактивные формы проведения занятий:
- различного рода лекции: лекции-пресс-конференции; традиционная лекция- информация с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение; лекция с запланированными ошибками;
- работа в малых группах
- решение задач на развитие логического мышления и др.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) ООП ВПО в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 040400.62 – Социальная работа
Содержание учебной дисциплины | Образователь ные технологии | Формы контроля | Образователь ные технологии | Формы контроля |
Лекции | Практические занятия | |||
Тема 1. Предмет и значение логики Логика как наука о мышлении. Роль мышления в познании. Два способа познания: чувственный и рациональный. Истинность мысли и логическая правильность рассуждений. Логическая форма мысли: понятие логического термина, логической формы и логического закона. Мышление и язык. Знак и его разновидности. Язык логики предикатов. Алфавит языка логики предикатов. Значение логики для юриста. | конспект | |||
Тема 2. Понятие Понятие как форма мышления. Соотношение предмета и понятия. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями по содержанию и по объему. Графическое изображение отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Обобщение и ограничение понятий. Логические операции с понятиями: определение, деление. Определение, его виды: реальные и номинальные, явные и неявные. Правила, предъявляемые к определениям и возможные ошибки. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение. Деление. Структура деления: делимое, основание деления, члены деления, виды деления. Правила деления и возможные ошибки. | Традиционная лекция- информация с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение | 1.Понятийный диктант 2.Решение учебных задач с помощью метода аналогии | Занятие-практикум как вид интерактивных технологий | 1.Проверочная работа 2.Решение задач (учебных, логических) |
Тема 3. Суждение Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Логическая структура суждений. Виды суждений: простые и сложные. Виды и состав простых суждений. Качество и количество суждений. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Распределенность терминов. Отношения между простыми суждениями (логический квадрат). Логические операции с суждениями. Сложные суждения. Виды сложных суждений: конъюнкция, дизъюнкция (строгая и нестрогая, полная и неполная), импликация, эквиваленция, отрицание. Отношения между сложными суждениями. Логика вопросов и ответов. | Обзорная лекция с элементами проблемной лекции и с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение | 1.Понятийный диктант 2.Решение проблемных ситуаций 3.Решение учебных задач с помощью метода аналогии | Работа в малых группах | 1.Проверочная работа 2.Решение кейсов, состоящих из логических задач разного уровня сложности |
Тема 4. Законы логики Понятие логического закона. Основные законы формальной логики: закон тождества и его познавательное значение; закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Последствия нарушения законов логики. | ||||
Тема 5. Дедуктивные умозаключения (выводы из простых суждений) Понятие умозаключения. Необходимые и вероятностные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату. Простой категорический силлогизм: состав и общие правила (правила терминов и посылок). Фигуры силлогизма, особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема), порядок восстановления силлогизма из энтимемы. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: полисиллогизм, сорит, эпихейрема. | Лекция пресс-конференция | 2.Оценка вопросов: -правильность формулировки, -соответствие теме, -качество проработки теоретич. Материала | работа в малых группах | 1.Проверочная работа 2.Решение задач и ситуаций |
Тема 6. Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений) Выводы из сложных суждений. Условный силлогизм. Условно-категорическое умозаключение: правильные и неправильные модусы. Разделительное и разделительно-категорическое умозаключение. Утверждающе-отрицающий и трицающее-утверждающий модусы условно-категорического умозаключения. Условно-разделительный силлогизм (леммы): дилемма, трилемма, полилемма. Конструктивные и деструктивные дилеммы и трилемма. | Традиционная лкция с применением неигровых технологий | 2.Решение задач, поставленных на лекции. | работа в малых группах | 1.Проверочная работа 2.Решение задач и ситуаций |
Тема 7. Правдоподобные умозаключения Понятие логической вероятности. Особенности вывода, получаемого в вероятностных умозаключениях (не достоверность, а лишь правдоподобие). Индукция, ее основания и правила. Виды индукции: полная и неполная. Виды неполной индукции: индукция через простое перечисление, статистическая неполная индукция, научная индукция. Условия применения неполной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды умозаключений по аналогии: строгая и нестрогая аналогия. Требования, предъявляемые к умозаключению по нестрогой аналогии для повышения степени вероятности заключений. Ложная аналогия как вид недостоверного знания. | Лекция с запланирован ными ошибками | 1.Понятийный диктант 2.Нахождение ошибок, сделанных во время лекции | 1. работа в малых группах 2.Анализ практической деятельности социального работника для выявления использования индуктивного метода | 1.Проверочная работа 2.Решение задач и ситуаций 3. Оценка результатов анализа |
Тема 8. Доказательство и опровержение Логическая природа доказательства. Доказательство как вид аргументации (полное обоснование какого-либо утверждения). Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное. Правила доказательства. Требования, выдвигаемые к тезису, к аргументам, к форме доказательства и ошибки, связанные с их нарушением. Опровержение. Виды опровержения. Правила и ошибки в опровержении. Использование приемов и уловок в доказательстве и опровержении. | Лекция-семинар, предполагающая домашнюю подготовку и опору на знания предыдущих лекций. | 1.Понятийный диктант 2.Формулировка тезиса 3.Построение доказательства (работа в малых группах) | Техника «Перекрестная дискуссия» | 1.Итоги «Перекрестной дискуссии» 2.Анализ речи известных юристов |
Тема 9. Гипотеза Понятие гипотезы, ее роль в развитии знания. Процесс формулировки и выдвижения гипотез. Требования, повышающие степень надежности гипотез. Виды гипотез, выделяемые по степени общности: общая, частная, единичная. Гипотеза в деятельности юриста. | 1.Составление гипотез 2.Выполнение упражнений | |||
Тема 10. Рациональный спор Определение рационального спора. Разновидности споров (по цели, по количеству участников). Условия рационального спора. Тактические риемы спора: лояльные и нелояльные. Нелояльные аргументы. | Дебаты | 2. Результаты дебатов. |
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ КУРСА «ЛОГИКА»