ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии и культурологии

Утверждено

на заседании кафедры

12.12.2013г.

Протокол № 5

Зав. кафедрой

__________С.В. Борисов

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФИЛОСОФИЯ

Направление: специальное (дефектологическое) образование, профессиональное обучение.

Все профили

Степень: Бакалавр

Составитель:

Канд. филос. н., доцент

Никанорова Т.В.

Челябинск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Философия является квинтэссенцией культуры эпохи. Ее изучение – кратчайший путь освоения концентрированного опыта человечества. Приобщение к философии не просто расширяет кругозор человека, но ведет к более осмысленному пониманию мира. Философия является ключом к вопросам, общим для всех специальностей. Она углубляет понимание профессиональной сферы деятельности, в то же время помогает преодолевать тенденции узкой специализации в образовании. Философия занимается проблемами смысла жизни, важными для каждого человека.

Философия не есть набор знаний, поэтому ее нельзя просто выучить. Умение размышлять, но не только на уровне обыденного знания, а опираясь на весь мыслительный опыт человечества – вот чему хотелось бы научить студентов. Каждая философская проблема многоаспектна и многомерна. Базовый материал, полученный на лекциях, требует не просто усвоения, но, и в первую очередь, самостоятельного осмысления и оценки. Это невозможно без обращения к первоисточникам (трудам философов прошлого и настоящего), внимательного разбора постановки проблем и аргументации их решения в истории философии. Список соответствующей доступной литературы дается в планах семинарских занятий. Изучение многообразия точек зрения позволяет сформулировать и свою позицию по важным мировоззренческим вопросам

Цель курса – способствовать формированию у студентов следующих компетенций:

Компетенция (ФГОС) Знания, умения, навыки, обеспечивающие формирование компетенции (ФГОС) Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции
· Способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1). · Готовность совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2) · Способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3) · Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) Знать основные философские категории и проблемы. Уметьанализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы. Владетьнавыками рефлексии, самооценки, самоконтроля. Знать основные философские категории и проблемы (бытия, познания, общества, человека) и варианты их решения. Уметь осмыслять реальность в процессе ее развития. Уметь оперировать философскими понятиями, формировать многомерную оценку явлений жизни, философских и научных течений. Владеть основными процедурами мышления. Владетьфилософскими методами познания мира.  

2.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Бессонов Б.Н. Философия: история и современные задачи: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2009.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии: учеб. для сред. проф. Образования. – М.: Форум: Инфра – М, 2009.

3. Губин В.Д. Основы философии: учеб. для сред. проф. образ. – М.: Форум: Инфра-М., 2007.

4. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2011.

5. Налетов И.З. Философия: учеб. для вузов. – М.: Инфра – М.,2010.

6. Семенов Ю.И. Введение в науку философии.- М.: Кн. Дом «ЛИБЕРОКОМ»: URSS. Кн. 2: Вечные проблемы философии: от проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. – 2013.

7. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для бакалавров.- М.: Юрайт, 2012.

8. Хрусталев Ю.М. Философия: учеб. для вузов. – М.: Академия, 2012.

Дополнительная литература

1. Абачиев С.К. Современное введение в философию: методы философии, ее предметы и реальные возможности: курс лекций. – М.: Ленанд, 2006

2. Алексеев П.В. История философии: учеб. для вузов.- М.: Проспект, 2009.

3. Алексеев П.В. Философы России 19-20 столетий: Биографии, идеи, труды. – М.: Академ. проект, 2002.

4. Амелин Г. Лекции по философии литературы. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

5. Бессонов Б.Н. История философии: учеб. для вузов. – М.: Высш. Образование, 2009.

6. Дж. Бруно. Бэкон. Локк. Лейбниц. Монтескье: биограф. повествования / сост. Н.Ф. Болдырев. – Челябинск: Урал LTD, 1996.

7. Западная философия 19 века: учеб для вузов/ ред. А.Ф. Зотова. – М.:Высш. Шк., 2005.

8. Звездикина З.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М.: Филол. о-во «Слово»: Эксмо, 2004.

9. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия 20 века. – М.: Академ. Проект, 2001.

10. Митрошенков О.А. Русская философия. Имена и идеи. – М.: РАГС, 2008.

11. Русская философия: Имена. Учения. Тексты/Авт.- сост. Н.В. солнцев. – М.: Инфра – М: Весь мир.2001.

12. Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: биограф. повествования / сост. Н.Ф. Болдырев. – Челябинск: Урал LTD, 1996

13. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций: учеб. пособие для вузов.- Омега – 2005.

14. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: биограф. повествования / сост. Н.Ф. Болдырев. – Челябинск: Урал LTD, 1995.

15. Усовская З.А. Постмодернизм: учеб пособие. – Минск: Тетра – Системс, 2006.

16. Философы двадцатого века/ (ред. И.И. Блауберг, И.С. Вдовина, Л.Б. Макеева). – М.: Искусство – 21 век. Кн.3.,2009.

17. Сравнительная философия: знание и вера в контексте культур/ Ин-т философии РАН; (ред. М.Т. Степанянц). – М.: Восточная литература: РАН, 2009.

18. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы: учеб. – М. 2009.

19. Тарасов Ю.Н. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов.- Воронеж: ВИВТ, 2007.

20. Экзистенциальный опыт и когнитивные практики в науках и теологии/ ред. И.Т. Касавин, В.П. Филатов, М.О. Шахов; Ин-т философии РАН. – М.: Альфа – М. 2010.

Справочная литература

1. Индийская философия: энцикл./ред. М.Т. Степанянц. – М., 2010.

2. Краткий философский словарь/ под. ред. А.П. Алексеева. – М.: Проспект, 2000.

3. Словарь философских терминов/ ре. В.Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА – М, 2010.

4. Философский словарь/ авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. -0 Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

5. Философский энциклопедический словарь/ ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра – М., 2009.

6. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для вузов/ Сост. П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2014.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Курс состоит из четырех модулей включающих в себя девять тем, которые касаются различных аспектов философского знания. Историко-философская проблематика пронизывает весь курс.

В заочном образовании предполагаются обзорные лекции (4 – 6 часов), семинарские занятия по самым актуальным темам (2 – 4) часа, но акцент все же переносится на самостоятельное освоение материала (50 – 125 часов), которое осуществляется в межсессионный период.

Заканчивается курс сдачей экзамена. Экзамен может проводиться в разной форме: в форме ответа по экзаменационному билету, тестированием по всем модулям, или поставлен автоматически по результатам выступления на семинарском занятии и собеседования по самостоятельной работе.

· Экзамен по билетам предполагает умение концептуально выразить свою мысль с опорой на философское знание прошлого и настоящего

· Тестирование требует конкретных знаний: понятийного аппарата философии, постановки и решения общих проблем в разные эпохи по всем разделам курса, знания имен философов и основных их трудов и идей; способности быстро ориентироваться в философской проблематике.

· Для студентов является обязательным самостоятельное выступление на семинаре, план которого предложен в УКМД.

· Для каждого студента обязателен отчет по самостоятельной работе. Отчетом по каждому модулю (всего 4 модуля) служит краткий конспект учебника или эссе (для желающих – по дополнительной литературе) по соответствующей теме, хорошее понимание написанного и способность обсуждать материал, изложенный в конспекте. УМКД содержит основные вопросы по каждому модулю и список соответствующей литературы, не исключающий использования и других ресурсов.

Для конспектирования можно выбрать один вопрос по каждому модулю, однако предполагается понимание проблематики всей темы. Если в распоряжении студентов нет доступных для понимания источников по предложенным вопросам, то допустимо законспектировать просто соответствующую модулю главу учебника. Конспект (или эссе) может быть изложен на 2-3-х страницах, он может служить опорным материалом при экзаменационном собеседовании (но не предназначен для зачитывания).

Письменная работа должна включать только те положения учебника, которые поняты и осмыслены. Конспект не должен содержать общие фразы, биографии философов, неизвестные студенту понятия, ссылки на неизвестных студенту авторов и непонятые им теоретические положения. Текст конспекта должен быть хорошо структурирован, а не содержать набор случайных, несвязанных между собой положений. Главное, что требуется для отчета по самостоятельной работе – ПОНИМАНИЕ того, что Вы говорите.

4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для обеспечения изучения курса необходима учебная аудитория, желательно с мультимедийным оборудованием. У студентов есть возможность посещения библиотек, музеев, театров и кинотеатров.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наши рекомендации