Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия, таблицы.
Раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008
.
Тесты
Диалектные и профессиональные слова.
Из жизни слова.
Заимствованные слова.
Фразеологические обороты.
Почему мы так говорим?
Правописание приставок пре- и при-.
Прилагательные. Степени сравнения.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые виды деятельности | Планируемые результаты | |
планируемая | фактическая | |||||
1. | Русский язык –один из развитых языков мира. | Вводный | Беседа, работа с учебником | Уметь составлять план лекции, знать структуру учебного пособия. | ||
2. | Фонетика, орфоэпия, графика. | Урок повторения. | Тренировочные упражнения. | Уметь производить фонетический разбор слова. | ||
3. | Морфемы в слове. | Урок повторения и обобщения знаний. | Практикум, тест. | Уметь производить морфемный разбор слова. | ||
4. | Орфограммы в приставках и корнях. | Урок повторения и обобщения знаний. | Работа с учебником, тренировочные упражнения. | Уметь применять алгоритмы выбора верного написания. | ||
5. | Части речи. Морфологический разбор слова. | Урок повторения и обобщения знаний. | Работа с учебником, объяснительный диктант. | Уметь определять части речи по морфологическим признакам. | ||
6. | Орфограммы в окончаниях. | Урок повторения и обобщения знаний. | Практикум, тесты. | Знать и уметь выбирать орфограмму. | ||
7. | Сочинение «Памятный день летних каникул» | Урок развития речи. | Беседа и творческая работа. | Уметь определять тип и стиль сочинения, знать особенности написания сочинения – рассказа. | ||
8. | Словосочетание. | Урок повторения и обобщения знаний. | Практикум (тесты) | Уметь отличать словосочетания от предложения; самостоятельно составлять словосочетания по указанным схемам. | ||
9. | Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. | Урок повторения и обобщения навыков. | Треннинг, индивидуальные упражнения | Знать виды пунктуации в простом предложении, уметь характеризовать предложения по цели высказывания. | ||
10. | Сложное предложение. Знаки препинания в нем. | Урок повторения и обобщения знаний. | Треннинг, графический диктант. | Уметь выделять грамматические основы, различать простое и сложное предложения. | ||
11. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Урок повторения и обобщения знаний. | Треннинг, упражнения. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | ||
12. | Прямая речь. Диалог. | Урок повторения и обобщения знаний. | Работа с учебником, тренировочные упражнения. | Знать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге. | ||
13. | Текст. | Урок развития речи. | Работа с текстом, беседа. | Уметь составлять текст из указанных предложений. | ||
14. | Стили речи. Официально – деловой стиль. | Урок развития речи. | Работа с текстами, беседа. | Уметь составлять и оформлять деловые бумаги, отличать официально-деловой стиль от других стилей. | ||
15. | Контрольный диктант. | Урок контроля. | Контрольный диктант. | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками. | ||
16. | Анализ контрольного диктанта. | Урок работы над ошибками. | Работа над ошибками, словарный диктант. | Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. | ||
17. | Повторение изученного по лексике. | Урок повторения и обобщения знаний. | Работа с учебником, практикум. | Уметь определять значения многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов. | ||
18. | Лексикография. Словари. | Урок сообщения новых знаний. | Работа со словарями, практикум. | Уметь пользоваться словарями. | ||
19 . | Сочинение по картине Герасимова «После дождя». | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь определять тему, основнцю мысль текста, создавать текст на заданную тему. | ||
20. | Общеупотребительные слова. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, работа с текстами. | Уметь находить общеупотребительные слова, объяснять их значения и употребление. | ||
21. | Профессионализмы. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, тренинг. | Уметь находить профессионализмы и знать сферу их употребления. | ||
22. | Диалектизмы. | Урок сообщения новых знаний. | Тренинг, тест. | Знать сферу употребления диалектизмов в художественной литературе. | ||
23 – 24. | Сжатое изложение. | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь творчески перерабатывать текст, сжато его излагать. | ||
25. | Жаргонизмы. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с текстами, тренинг. | Уметь находить жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова, определять их значение и сферу употребления. | ||
26. | Устаревшие слова. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с текстами, тренинг. | Уметь находить устаревшие слова в текстах, понимать их роль. | ||
27. | Неологизмы. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с текстами, с «Толковым словарем», тренинг. | Уметь находить неологизмы в текстах и объяснять их лексическое значение. | ||
28. | Исконно русские и заимствованные слова. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с текстами, со словарями, тренинг. | Уметь находить заимствованные слова, определять их лексическое значение. | ||
29. | Фразеологизмы. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с текстами, тренинг, работа со «Фразеологическим словарем». | Уметь находить фразеологизмы, заменять слова синонимичными фразеологизмами. | ||
30. | Повторение и обобщение по теме «Лексика». | Урок повторения. | Практикум, работа со словарями, тест. | Знать основные лексические понятия. | ||
31. | Тест по теме «Лексика». | Урок контроля. | Работа с тестом. | Знать лексические понятия, владеть навыками самостоятельной работы. | ||
32. | Контрольный диктант по теме «Лексика». | Урок контроля. | Контрольный диктант. | Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности. | ||
33. | Анализ контрольного диктанта. | Урок работы над ошибками. | Работа над ошибками, ликвидация пробелов. | Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. | ||
34-36. | Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе. | Урок повторения. | Работа с текстами, беседа, тренинг. | Уметь различать однокоренные слова и формы слова; производить морфемный разбор. | ||
37. | Описание интерьера. | Урок развития речи. | Беседа, работа с текстом. | Уметь описывать помещение; знать понятие «интерьер». | ||
38-39. | Основные способы образования слов в русском языке. | Урок формирования умений и сообщения новых знаний. | Работа с тестами, тренинг. | Уметь определять способ образования слова, производить словообразовательный разбор. | ||
40. | Этимология слова. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с «Толковым словарем», тренинг, беседа. | Уметь пользоваться словарем, определять значения слов по их происхождению. | ||
41. | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Урок развития речи. | Беседа, составление плана, выборочный пересказ текста. | Уметь составлять сложный план, отличать простой план от сложного. | ||
42. | Буквы О –А в корне КОС – КАС. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, выборочный диктант, тесты. | Уметь находить слова с чередующимися гласными, отличать их от слов с проверяемыми гласными. | ||
43. | Буквы О-А в корне ГОР – ГАР. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, выборочный диктант, тест. | Знать условия выбора гласных О-А в корне ГОР-ГАР. | ||
44. | Буквы Ы-И после приставок. | Урок сообщения новых знаний. | Тренировочные упражнения, объяснительный диктант. | Уметь письменно объяснять условия выбора данных букв. | ||
45-46. | Гласные в приставкахх ПРЕ-ПРИ. | Урок сообщения новых знаний. | Тренировочные упражнения, тест. | Уметь выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением. | ||
47. | Трудные случаи написания приставок ПРЕ –ПРИ. | Урок сообщения новых знаний. | Тренировочные упражнения, выборочный диктант. | Уметь различать приставки ПРЕ –ПРИ в соответствии с лексическим значением; в трудных случаях обращаться к словарю. | ||
48. | Соединительные гласные О-Е в сложных словах. | Урок сообщения новых знаний. | Тренировочные упражнения, объяснительный диктант. | Уметь применять полученные знания на письме. | ||
49. | Сложносокращенные слова. | Урок сообщения новых знаний. | Тренинг, упражнения. | Уметь определять способы образования сложносокращенных слов. | ||
50. | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, графический диктант, практикум. | Знать планы разборов; графически обозначать части слова, называть способы образования, образовывать словообразовательные цепочки. | ||
51 – 52. | Повторение по теме «Словообразование и орфография». | Урок повторения и обобщения. | Практикум, тесты. | Уметь письменно объяснять условия выбора данных букв; выполнять морфемный и словообразовательный разбор. | ||
53. | Контрольный диктант. | Урок контроля. | Контрольный диктант. | Владеть орфографическим и пунктуационными навыками. | ||
54 – 55. | Сочинение по картине Яблонской «Утро». | Урок развития речи. | Работа с учебником (по картине), опорные записи, отбор материала. | Уметь составлять текст - описание по картине, уметь редактировать собственный текст. | ||
56. | Анализ контрольного диктанта. | Урок работы над ошибками. | Работа над ошибками, ликвидация пробелов. | Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. | ||
57 – 58. | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. | Урок повторения и обобщения знаний. | Работа с учебником, беседа, тест. | Знать морфологические признаки существительного, его роль в предложении. | ||
59. | Склонение имен существительных. | Урок повторения и обобщения. | Упражнения, тренинг. | Уметь ставить падежные вопросы. | ||
60 – 61. | Разносклоняемые существительные. | Урок сообщения новых знаний. | Тренировочные упражнения. | Знать особенности изменения разносклоняемых существительных. | ||
62-64. | Несклоняемые имена существительные. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения. | Уметь определять род несклоняемых существительных, согласовывать с ними глаголы в прошедшем времени и прилагательные. | ||
65. | Имена существительные общего рода. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения. | Уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода. | ||
66. | Морфологический разбор имени существительного. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения. | Знать и уметь производить морфологический разбор существительного. | ||
67. | Подготовка к сочинению по личным наблюдениям. | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли, редактировать свой текст. | ||
68 – 69. | НЕ с существительными. | Урок сообщения новых знаний. | Объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения. | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными. | ||
70 – 71. | Правописание суффиксов ЧИК –ЩИК. | Урок сообщения новых знаний. | Тест, тренировочные упражнения. | Знать условия выбора букв Ч-Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК. | ||
72. | Гласные в суффиксах ЕК – ИК. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, тренировочные упражнения. | Уметь правильно писать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||
73. | Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных. | Урок сообщения новых знаний. | Выборочный диктант, тренинг. | Знать условия выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных. | ||
74- 75. | Повторение по теме «Имя существительное». | Урок обобщения знаний. | Тест, упражнения. | Уметь применять основные орфограммы в письменном тексте. | ||
76. | Тест по теме «Имя существительное». | Урок контроля. | Тестирование. | Знать правила написания основных орфограмм и уметь использовать их. | ||
77. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Урок контроля. | Контрольный диктант. | Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности. | ||
78. | Анализ контрольного диктант. | Урок работы над ошибками. | Работа над ошибками, словарный диктант. | Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. | ||
79- 80. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». | Урок повторения знаний. | Объяснительный диктант, упражнения. | Знать морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль в предложении, связь с существительным. | ||
81. | «Имя прилагательное». | Урок повторения . | Тренинг. | Уметь производить морфологический разбор, делать выбор в написании падежных окончаний прилагательных. | ||
82. | Описание природы. | Урок развития речи. | Работа с текстами. | Уметь составлять текст - описание пейзажа, использовать художественно-изобразительные средства. | ||
83 – 84. | Степени сравнения прилагательных. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с текстом, упражнения. | Уметь находить прилагательные в сравнительной и превосходной степени, определять их роль в предложении. | ||
85. | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, работа с текстами. | Уметь находить качественные прилагательные в тексте, подчеркивать их как члены предложения. | ||
86. | Относительные прилагательные. | Урок сообщения новых знаний. | Выборочный диктант, упражнения, работа с текстом. | Уметь определять разряд прилагательного, использовать полученные знания. | ||
87. | Притяжательные прилагательные с суффиксом ИЙ. | Урок сообщения новых тем. | Упражнения, работа с учебником. | Знать признаки притяжательных прилагательных, правило написания Ь перед окончанием прилагательных на ИЙ. | ||
88. | Притяжательные прилагательные с суффиксом ИН-ЫН, ОВ-ЕВ. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, работа с учебником, объяснительный диктант. | Знать особенности притяжательных прилагательных, морфемный состав данных прилагательных. | ||
89. | Морфологический разбор прилагательных. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения. | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного и уметь производить его. | ||
90 – 91. | НЕ с прилагательными. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, работа с учебником, тесты. | Уметь правильно применять правила написания НЕ с прилагательными. | ||
92. | Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, работа с учебником, тест. | Знать условия выбора гласных О-Е после шипящих и Ц суффиксах прилагательных. | ||
93. | Сочинение – описание. | Урок развития речи. | Творческая работа по картине Крымова «Зимний вечер». | Уметь составлять текст - описание пейзажа по картине, использовать художественно-изобразительные средства. | ||
94 – 95. | Н – НН в суффиксах прилагательных. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, упражнения, тест. | Знать правило написания Н – НН в суффиксах прилагательных и уметь применять его. | ||
96 – 97. | Образование прилагательных с помощью суффиксов АН ЯН ИН | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, упражнения, объяснительный диктант. | Знать правило написания суффиксов ИН АН ЯН и уметь применять его. | ||
98 – 99. | Различение на письме суффиксов К – СК. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, упражнения, объяснительный диктант. | Уметь различать на письме суффиксы К-СК. | ||
100 – 102. | Дефисное и слитное написание прилагательных. | Урко сообщения новых знаний. | Упражнения, объяснительный диктант, тест. | Уметь правильно писать сложные прилагательные. | ||
103 – 104. | Повторение по теме «Имя прилагательное». | Урок сообщения новых знаний. | Тренинг, упражнения, выборочный диктант. | Знать орфограммы по теме, морфологический и морфемный разбор прилагательного. | ||
105 – 106. | Сочинение – описание «Произведение народного декоративного творчества». | Уроки развития речи. | Творческая работа. | Знать структуру описания предмета, уметь раскрывать основную мысль и редактировать собственный текст. | ||
107. | Тестирование. | Урок контроля. | Тестирование. | Знать правила написания основных орфограмм по теме и уметь использовать их. | ||
108. | Конитрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Урок контроля. | Контрольный диктант. | Уметь применять полученные знания по теме. | ||
109. | Анализ контрольного диктанта. | Урок работы над ошибками. | Работа над ошибками, словарный диктант. | Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. | ||
110-111. | Имя числительное как часть речи. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, работа с текстом, упражнения. | Знать основные морфологические признаки числительного. | ||
112. | Простые, сложные и составные числительные. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, упражнения. | Уметь различать простые и составные числительные, определять падежи числительных, подчеркивать простые числительные как члены предложения. | ||
113. | Ь на конце и в середине числительных. | Урок сообщения новых знаний. | Распределительный диктант, работа с учебником, упражнения. | Уметь различать составные и сложные числительные, правильно писать их. | ||
114. | Разряды количественных числительных. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, упражнения. | Уметь находить количественный числительные в тексте, определять их разряд. | ||
115-116. | Числительные, обозначающие целые числа. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, упражнения. | Знать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа. | ||
117 – 118. | Выборочное изложение. | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию. | ||
119. | Дробные числительные. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, упражнения, выборочный диктант. | Уметь правильно определять дробные числительные. | ||
120 – 121. | Собирательные числительные. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, тренинг. | Уметь правильно употреблять собирательные числительные в речи. | ||
122 – 123. | Порядковые числительные. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, тренинг. | Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. | ||
124. | Морфологический разбор числительного. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения. | Знать и уметь производить морфологический разбор числительного. | ||
125 – 126. | Повторение по теме «Имя числительное». | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Практикум, упражнения. | Знать основные морфологические категории числительных. | ||
127. | Тест. | Урок контроля. | Тестирование. | Знать правила написания основных орфограмм. | ||
128. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | Урок контроля. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками, уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. | ||
129. | Анализ контрольного диктанта. | Урок работы над ошибками. | Работа над ошибками, словарный диктант. | Уметь анализировать к.р., выполнять работу над ошибками. | ||
130- 131. | Анализ домашних сочинений на тему «Берегите природу!» | Уроки развития речи. | Рецензирование работ учащихся. | Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками. | ||
132-134. | Местоимение как часть речи. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, работа с учебником, практикум. | Уметь находить местоимение в тексте и правильно употреблять их в речи. | ||
135 – 136. | Личные местоимения. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, практикум, упражнения. | Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами, устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений. | ||
137. | Возвратное местоимение себя. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, практикум, упражнения в учебнике. | Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме, устранять недочеты в употреблении местоимений. | ||
138. | Рассказ по сюжетным картинкам. | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь вести рассказ от первого лица, знать структуру рассказа по картинке. | ||
139. | Вопросительные местоимения. | Урок сообщений новых знаний. | Беседа, практикум, упражнения, работа с учебником. | Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом их склонения. | ||
140. | Относительные местоимения. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения, проблемные задания. | Уметь различать относительные и вопросительные местоимения, находить относительные местоимения в сложных предложениях. | ||
141 – 142. | Неопределенные местоимения. | Урок сообщений новых знаний. | Упражнения, практикум, диалог. | Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного и слитного написания с НЕ. | ||
143 – 144. | Отрицательные местоимения. | Урок формирования умений и навыков. | Работа с учебником, анализ упражнения, практикум. | Уметь распознавать приставки НЕ – НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. | ||
145 – 146. | Притяжательные местоимения. | Урок формирования умений и навыков. | Упражнения, практикум, проблемные задания. | Уметь различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных, исправлять речевые недочеты. | ||
147 – 148. | Сочинение – рассуждение. | Уроки развития речи. | Творческая работа. | Уметь составлять план, строить текст – рассуждение, самостоятельно редактировать собственный текст. | ||
149 – 150. | Указательные местоимения. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, практикум, проблемные задания. | Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте. Знать о написании союза ЗАТО и местоимения с предлогом ЗА ТО. | ||
151. | Определительные местоимения. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, практикум, упражнения. | Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи, знать о различии определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного. | ||
152. | Рецензирование сочинений. | Урок развития речи. | Выступления учащихся с последующим обсуждением (рецензированием). | Уметь анализировать тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками. | ||
153. | Морфологический разбор местоимения. | Урок формирования умений и навыков. | Практикум, упражнения. | Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения. | ||
154 – 155. | Сочинение – рассуждение по картине Сыромятниковой «Первые зрители». | Уроки развития речи. | Творческая работа. | Уметь строить текст рассуждения по картине, используя языковые средства, уметь составлять план, отбирать материал и творчески перерабатывать текст. | ||
156 - 157 | Повторение по теме «Местоимение». | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Опорные записи, проблемные задания, упражнения, тест. | Уметь правильно употреблять местоимения разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении местоимений. | ||
158. | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Урок контроля. | Контрольный диктант. | Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности; владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. | ||
159. | Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение». | Урок работы над ошибками. | Работа над ошибками, ликвидация пробелов. | Уметь анализировать к.р., классифицировать ошибки, выполнять работу над ошибками. | ||
160 – 161. | Повторение изученного о глаголе в 5 классе. | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Диалог, работа с текстом, упражнения, словарный диктант. | Знать признаки глаголов: спряжение, время, число, вид, род; морфологические признаки глаголов, уметь применять полученные знания на практике. | ||
162. | Инфинитив. Спряжение глаголов. | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Практикум, упражнения, работа с учебником. | Уметь находить инфинитив по личной форме глагола, по инфинитиву определять спряжение глагола, грамотно писать безударные личные окончания глаголов; грамотно писать глаголы с Ь на конце после шипящих. | ||
163. | Правописание корней с чередованием. | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Практикум, упражнения, тест. | Уметь грамотно писать корни с чередованием, отличать слова с ложным чередованием. | ||
164. | Сочинение – рассказ по сюжетным картинкам. | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь создавать рассказ от первого лица, учитывая композицию истории; составлять план, определять тему, самостоятельно редактировать собственный текст. | ||
165 – 166. | Разноспрягаемые глаголы. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения, работа с учебником. | Уметь правильно писать окончания в разноспрягаемых глаголах, употреблять, разноспрягаемые глаголы в речи. | ||
167 – 168. | Глаголы переходные и непереходные. | Урок сообщения новых знаний. | Упражнения, практикум, работа с учебником. | Уметь определять переходность глагола, возвратность, находить ошибки в употреблении глаголов, знать отличительные признаки переходности глагола. | ||
169. | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, практикум, проблемные задания. | Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения. | ||
170 -171. | Изложение, близкое к тексту «Витькина гайка» | Уроки развития речи. | Творческая работа. | Уметь определять тему, составлять план; грамотно использовать диалог в изложении, заменяя его, где возможно, косвенной речью. | ||
172 – 173. | Условное наклонение. | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, проблемные задания, упражнения. | Уметь находить глаголы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения. | ||
174 – 175. | Повелительное наклонение глагола. | Уроки сообщения новых знаний. | Практикум, беседа, проблемные задания, работа с опорными записями. | Уметь писать глаголы в повелительном наклонении, грамотно использовать орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения». | ||
176. | Различия глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, практикум, проблемные задания, работа с опорными записями. | Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, правильно писать глаголы во втором лице множественного лица в изъявительном и повелительном наклонении. | ||
177 – 178. | Употребление наклонений. | Уроки сообщения новых знаний. | Беседа, практикум, проблемные задания. | Уметь определять наклонения глаголов, их вид, заменять глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения. Знать о роли наклонении в речи. | ||
179 – 180. | Безличные глаголы. | Уроки сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения, проблемные задания. | Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи, знать лексическое значение и форму употребления безличных глаголов. | ||
181. | Морфологический разбор глагола. | Урок сообщения новых знаний. | Практикум, упражнения. | Знать и уметь производить морфологический разбор глагола. | ||
181 – 183. | Рассказ на основе услышанного. | Уроки развития речи. | Творческая работа. | Уметь составлять план сочинения, определять его тему, создавать собственный текст - рассказ. | ||
184 – 185. | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Уроки сообщения новых знаний. | Практикум, тест, индивидуальные задания. | Знать алгоритм при выборе гласных в суффиксах глаголов, владеть способом действий при выборе гласных в суффиксах глаголов. | ||
186 – 187. | Повторение по теме «Глагол». | Уроки повторения и обобщения новых знаний. | Контрольные вопросы и задания, практикум. | Уметь правильно применять полученные знания, производить морфемный и морфологический разбор, соблюдать орфоэпические нормы при употреблении глаголов. | ||
188. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Урок контроля. | Контрольный диктант | Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности; владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. | ||
189. | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». | Урок работы над ошибками. | Ликвидация пробелов, работа над ошибками. | Уметь анализировать к.р., классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. | ||
190. | Повторение. Разделы науки о языке. | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Диалог, составление таблицы, устное сообщение по сложному плану. | Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказывать по этому плану. | ||
191 – 192. | Повторение. Орфография. Орфографический разбор. | Уроки повторения и обобщения полученных знаний. | Выборочный диктант. Творческие задания, практикум. | Знать основные типы орфограмм и уметь обосновывать свой выбор. | ||
193 – 194. | Повторение. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Уроки повторения и обобщения полученных знаний. | Тренинг, объяснительный диктант. | Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, производить синтаксический разбор простых предложений. | ||
195 – 196. | Лексика и фразеология. | Уроки повторения и обобщения полученных знаний. | Тренинг, индивидуальные задания. | Уметь определять значение слова, знать стилистическую роль антонимов, синонимов, омонимов, общеупотребительные , устаревшие и диалектные слова; самостоятельно работать со словарями. | ||
197 – 198. | Повторение. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Уроки повторения и обобщения полученных знаний. | Тренинг. | Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный и словообразовательный разбор, знать способы словообразования, различать нулевое окончание. | ||
199 – 200. | Повторение. Морфология. Морфологический разбор слова. | Уроки повторения и обобщения полученных знаний. | Тренинг, индивидуальные задания. | Уметь производить морфологический разбор самостоятельных частей речи; различать все известные части речи, знать их морфологические признаки. | ||
201 – 202. | Сочинение на самостоятельно выбранную тему. | Уроки развития речи. | Творческая работа. | Уметь составлять план сочинения, определять его тему, создавать собственный текст заданного типа. | ||
203. | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля. | Контрольный диктант. | Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности; владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. | ||
204. | Анализ контрольной работы. Итоговый урок. | Урок анализа к.р. Подведение итогов года. | Тренинг, работа с алгоритмами. | Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы, сравнивать и анализировать языковые факты. |