Тема 6. Основы теории аргументации

Доказательное рассуждение - логическая основа научных знаний. Доказательство и убеждение. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Требования к тезису, аргументам и демонстрации. Ошибки в аргументации. Виды аргументации: прямая и косвенная.

Критика и опровержение. Критика аргументов и критический анализ демонстрации. Опровержение тезиса: прямое и косвенное.

Тема 7. Логические основы аргументации

Аргументация и процесс формирования убеждений. Социальные, психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Доказательное рассуждение - логическая основа формирования научных убеждений.

Доказательство. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств: прямое, косвенное. Разновидности косвенного доказательства: от противного (алогическое), разделительное доказательство (методом исключения).

Состав аргументации. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория.

Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), опровержение аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике.

Правила и ошибки в аргументации: правила и ошибки по отношению к тезису (полная и частичная подмена тезиса) и по отношению к аргументу, правила и ошибки демонстрации.

Логические ошибки: софизмы и паралогизмы. Понятие о логических парадоксах.

Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии.

4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

План

проведения семинарского (практического) занятия по теме:

«Понятие как форма мышления»

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Основные логические приёмы образования понятий.

2. Содержание понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия.

3. Логические операции с понятиями.

4. Определение понятий.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.31-62.

2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 44-103.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С.25-58.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 142-168.

5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.,1994. С. 169-189.

6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 11-40.

7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 37-123.

8. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 2. М., 1994. С. 22-78.

План

проведения семинарского (практического) занятия по теме:

«Суждение и его виды»

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Суждение как форма мышления. Состав простого суждения.

2. Категорические суждения и их виды.

3. Сложные суждения и особенности их образования.

4. Вероятностные и достоверные суждения.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.63-106.

2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 104 - 172.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С.70-97.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 4-32.

5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.,1994. С. 7-26.

6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 53-81.

7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 124-201.

8. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 2. М., 1994. С. 79 - 103.

План

проведения семинарского (практического) занятия по теме:

«Умозаключение как форма мышления и его структура»

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Виды умозаключений.

2. Понятие дедуктивного умозаключения.

3. Категорический силлогизм и его построение.

4. Умозаключение по аналогии и особенности его построения.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 120-198.

2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 173- 236.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 125-198.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 71-142.

5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 116-168.

6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-155.

7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 202-246.

8. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 1. М., 1994. С. 178-249.

План

проведения семинарского (практического) занятия по теме:

«Основные законы логики»

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Законы логики и их природа.

2. Закон тождества.

3. Закон непротиворечия.

4. Закон исключённого третьего.

5. Закон достаточного основания.

6. Значение формально-логических законов для профессиональной деятельности.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 120-198.

2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 173- 236.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 125-198.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 71-142.

5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 116-168.

6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-155.

7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 202-246.

План

проведения семинарского (практического) занятия по теме:

«Аргументация в профессиональной деятельности современного специалиста»

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Аргументация и её структура.

2. Основные требования к аргументации.

3. Ошибки в аргументации.

4. Виды аргументации.

5. Критика и опровержение в аргументации.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 199-237.

2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 237-260.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 198-223.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 199-237.

5. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 178-193.

6. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 337-353.

7. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 2. М., 1994. С. 287-232.


Наши рекомендации