Тема 6. Основы теории аргументации
Доказательное рассуждение - логическая основа научных знаний. Доказательство и убеждение. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Требования к тезису, аргументам и демонстрации. Ошибки в аргументации. Виды аргументации: прямая и косвенная.
Критика и опровержение. Критика аргументов и критический анализ демонстрации. Опровержение тезиса: прямое и косвенное.
Тема 7. Логические основы аргументации
Аргументация и процесс формирования убеждений. Социальные, психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Доказательное рассуждение - логическая основа формирования научных убеждений.
Доказательство. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств: прямое, косвенное. Разновидности косвенного доказательства: от противного (алогическое), разделительное доказательство (методом исключения).
Состав аргументации. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория.
Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), опровержение аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике.
Правила и ошибки в аргументации: правила и ошибки по отношению к тезису (полная и частичная подмена тезиса) и по отношению к аргументу, правила и ошибки демонстрации.
Логические ошибки: софизмы и паралогизмы. Понятие о логических парадоксах.
Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии.
4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ
План
проведения семинарского (практического) занятия по теме:
«Понятие как форма мышления»
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Основные логические приёмы образования понятий.
2. Содержание понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия.
3. Логические операции с понятиями.
4. Определение понятий.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.31-62.
2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 44-103.
3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С.25-58.
4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 142-168.
5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.,1994. С. 169-189.
6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 11-40.
7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 37-123.
8. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 2. М., 1994. С. 22-78.
План
проведения семинарского (практического) занятия по теме:
«Суждение и его виды»
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Суждение как форма мышления. Состав простого суждения.
2. Категорические суждения и их виды.
3. Сложные суждения и особенности их образования.
4. Вероятностные и достоверные суждения.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.63-106.
2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 104 - 172.
3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С.70-97.
4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 4-32.
5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.,1994. С. 7-26.
6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 53-81.
7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 124-201.
8. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 2. М., 1994. С. 79 - 103.
План
проведения семинарского (практического) занятия по теме:
«Умозаключение как форма мышления и его структура»
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Виды умозаключений.
2. Понятие дедуктивного умозаключения.
3. Категорический силлогизм и его построение.
4. Умозаключение по аналогии и особенности его построения.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 120-198.
2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 173- 236.
3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 125-198.
4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 71-142.
5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 116-168.
6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-155.
7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 202-246.
8. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 1. М., 1994. С. 178-249.
План
проведения семинарского (практического) занятия по теме:
«Основные законы логики»
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Законы логики и их природа.
2. Закон тождества.
3. Закон непротиворечия.
4. Закон исключённого третьего.
5. Закон достаточного основания.
6. Значение формально-логических законов для профессиональной деятельности.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 120-198.
2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 173- 236.
3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 125-198.
4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 71-142.
5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 116-168.
6. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-155.
7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 202-246.
План
проведения семинарского (практического) занятия по теме:
«Аргументация в профессиональной деятельности современного специалиста»
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Аргументация и её структура.
2. Основные требования к аргументации.
3. Ошибки в аргументации.
4. Виды аргументации.
5. Критика и опровержение в аргументации.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 199-237.
2. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 237-260.
3. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 198-223.
4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 199-237.
5. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 178-193.
6. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 337-353.
7. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книга 2. М., 1994. С. 287-232.