С неясным систематическим положением
К паразитирующим на теплокровных относятся виды родов Brucella, Bordetella, Francisella.
Бруцеллы (Род Brucella, В.melitensis, В.canis, В.abortus, В.suis,
В.ovis, В.neotomae)
Микроорганизмы этого рода являются возбудителями бруцеллеза сельскохозяйственных, домашних, диких животных, птиц и человека. Обратите внимание на явление «миграции» бруцелл.
Болезнь причиняет значительный экономический ущерб народному хозяйству и представляет большую опасность для людей.
При изучении материала следует ознакомиться с историей открытия возбудителя бруцеллеза, запомнить современную номенклатуру бруцелл, уяснить понятие «биовар».
Необходимо четко представлять морфологические и тинкториальные свойства возбудителя, принцип специальной окраски бруцелл по Козловскому.
Обратите внимание на особенности культуральных и ферментативных свойства этих микроорганизмов.
Надо иметь представление об устойчивости бруцелл к различным факторам окружающей среды, а также сохраняемости их в молоке, молочных продуктах и животном сырье (шерсти, смушках и т.д.).
Важно знать факторы патогенности бруцелл, антигены и их свойства. Следует обратить внимание на патогенез и особенности иммунитета при бруцеллезе.
Нужно знать правила отбора и пересылки патологического материала, порядок бактериологических исследований.
Необходимо иметь представление об общих принципах диагностики данной болезни и при этом уяснить решающую роль серологических исследований.
Следует детально уяснить дифференцирующие особенности Brucell, которые основаны на биохимических и антигенных свойствах.
Так, в частности, необходимо четко представлять дифференциацию В.aborus, В.melitensis, В.suis по особенностям роста первых генераций при выделении из исходных материалов (сероводородный метаболизм, на средах с анилиновыми красителями, ферментативные свойства). Серотипирование бруцелл.
Запомните, какие экспериментальные животные наиболее пригодны для биопробы. В чем заключается биопроба и последующая оценка ее результатов.
Изучите основные методы серологических исследований сывороток крови и молока (РА, РСК, РДСК, КР и РБП), усвойте характер используемых антигенов для этих реакций. Необходимо иметь представление о реакции Кумбса, иммунофлуоресцентном методе и РИГА.
Следует четко представлять суть аллергической диагностики бруцеллеза, принцип изготовления и контроля бруцеллина.
Запомните особенности изготовления и поствакцинального контроля вакцин, а также характер развивающегося вакцинного иммунитета.
Вопросы для самопроверки
1. Патогенность различных видов бруцелл для человека.
2. Бактерионосительство и его связь с особенностями иммунитета при бруцеллезе.
3. Жизнеспособность бруцелл в различных объектах (молоко, вода, плацента, амниотические воды и др.).
4. Какой патологический материал следует посылать в лабораторию для исследования на бруцеллез? Опишите схему бактериологической диагностики бруцеллеза.
5. Каковы особенности выделения первичных культур бруцелл различных видов из патологического материала?
6. Как дифференцировать виды и биотипы бруцелл?
7. Как протекает бруцеллезная инфекция у морских свинок? Использование этих животных для диагностики.
8. Диагностическое значение кольцевой реакции агглютинации.
9. Какие модификации реакции агглютинации используют для диагностики - бруцеллеза?
10. Практическое применение РСК в диагностике бруцеллеза у животных различных видов.
11. Диагностическая ценность метода иммунофлуоресценции при бруцеллезе.
12. Дайте характеристику противобруцеллезных вакцин.
13. Какие аллергические препараты применяют для диагностики бруцеллеза?
Франсиселлы (Род Franciella, F.tularensis)
Туляремия - следует знать животных, являющихся восприимчивыми к нему и представляющих собой резервуар туляремийного возбудителя в природе. Одновременно следует обратить внимание на условия трансмиссии возбудителя в биологической среде, выяснить роль переносчиков (грызуны, членистоногие) туляремии.
Изучите морфологические особенности возбудителя, отметьте доказанное наличие фильтрующихся форм и двух видов возбудителя.
Обратите внимание на особенности выделения возбудителя из первичного патологического материала и его культивирование в лабораторных условиях.
Учитывая высокую контагиозность возбудителя, а также большую опасность для человека (для профессиональных групп), обратите внимание на устойчивость возбудителя во внешней среде, в животном сырье. Обратите внимание на методику отбора и пересылки материала для исследования и на порядок самого исследования.
Уясните возможность серодиагностики в реакции агглютинации, преципитации, непрямой гемагглютинации и нейтрализации антител (РА, РП, РИГА и РН).
Вопросы для самопроверки
1. Какие животные (сельскохозяйственные, дико живущие и лабораторные) восприимчивы к туляремии?
2. Каковы пути заражения туляремией?
3. Назовите переносчиков туляремии.
4. Какова устойчивость возбудителей туляремии во внешней среде (в воде, кормах, шкурах промысловых животных и т.д.)?
5. Какова устойчивость возбудителя туляремии к средствам обеззараживания?
6. Опишите методику и средства лабораторной диагностики туляремии.
7. Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей туляремии.
8. Особенности культивирования возбудителя туляремии.
9. Какой из серологических методов имеет наибольшее значение при диагностике туляремии?
10. Какое значение имеет аллергический метод для ранней и ретроспективной диагностики туляремии?
Бордетеллы (род Bordetelfa, В.bronchiseptica)
Указанный вид является возбудителем бордетеллеза свиней, кроликов, собак, индеек, вызывает атрофический ринит у свиней.
Ознакомьтесь с особенностями морфологии, тинкториальных, культуральных и биохимических свойств. Умейте отдифференцировать В.bronchiseptica от пастерелл. Знайте селективные среды для бордетелл(Борде-Жангу, Мак-Конки, содержащие антибиотики; казеиноугольную).
Изучите 3 морфологические фазы развития колоний и их связь с патогенностью бордетелл. Обратите внимание на их антигенную структуру и факторы патогенности (токсигенность, капсулы, жгутиковый гемагглютинин).
Порядок и схема лабораторного исследования патологического материала.