С неясным систематическим положением

К паразитирующим на теплокровных относятся виды родов Brucella, Bordetella, Francisella.

Бруцеллы (Род Brucella, В.melitensis, В.canis, В.abortus, В.suis,

В.ovis, В.neotomae)

Микроорганизмы этого рода являются возбудителями бру­целлеза сельскохозяйственных, домашних, диких животных, птиц и человека. Обратите внимание на явление «миграции» бруцелл.

Болезнь причиняет значительный экономический ущерб на­родному хозяйству и представляет большую опасность для лю­дей.

При изучении материала следует ознакомиться с историей открытия возбудителя бруцеллеза, запомнить современную но­менклатуру бруцелл, уяснить понятие «биовар».

Необходимо четко представлять морфологические и тинкториальные свойства возбудителя, принцип специальной окраски бруцелл по Козлов­скому.

Обратите внимание на особенности культуральных и ферментатив­ных свойства этих микроорганизмов.

Надо иметь представление об устойчивости бруцелл к раз­личным факторам окружающей среды, а также сохраняемости их в молоке, мо­лочных продуктах и животном сырье (шерсти, смушках и т.д.).

Важно знать факторы патогенности бруцелл, антигены и их свойства. Следует обратить внимание на патогенез и особенно­сти иммунитета при бруцеллезе.

Нужно знать правила отбора и пересылки патологического мате­риала, порядок бактериологи­ческих исследований.

Необходимо иметь представление об об­щих принципах диагностики данной болезни и при этом уяснить решающую роль серологических ис­следований.

Следует детально уяснить дифференцирующие особенности Brucell, которые основаны на биохимических и антигенных свой­ствах.

Так, в частности, необходимо четко представлять дифферен­циацию В.aborus, В.melitensis, В.suis по особенностям роста первых генераций при выделении из исходных материалов (се­роводородный метаболизм, на средах с анилиновыми красите­лями, ферментативные свойства). Серо­типирование бруцелл.

Запомните, какие экспериментальные животные наиболее пригодны для биопробы. В чем заключается биопроба и после­дующая оценка ее результатов.

Изучите основные методы серологических исследований сы­вороток крови и молока (РА, РСК, РДСК, КР и РБП), усвойте ха­рактер исполь­зуемых антигенов для этих реакций. Необходимо иметь представление о реакции Кумбса, иммунофлуоресцентном методе и РИГА.

Следует четко представлять суть аллергической диагностики бруцел­леза, принцип изготовления и контроля бруцеллина.

Запомните особенности изготовления и поствакцинального контроля вакцин, а также характер развивающегося вакцинного иммунитета.

Вопросы для самопроверки

1. Патогенность различных видов бруцелл для человека.

2. Бактерионосительство и его связь с особенностями имму­нитета при бруцеллезе.

3. Жизнеспособность бруцелл в различных объектах (молоко, вода, плацента, амниотические воды и др.).

4. Какой патологический материал следует посылать в лабо­раторию для исследования на бруцеллез? Опишите схему бак­териологической ди­агностики бруцеллеза.

5. Каковы особенности выделения первичных культур бру­целл раз­личных видов из патологического материала?

6. Как дифференцировать виды и биотипы бруцелл?

7. Как протекает бруцеллезная инфекция у морских свинок? Исполь­зование этих животных для диагностики.

8. Диагностическое значение кольцевой реакции агглютина­ции.

9. Какие модификации реакции агглютинации используют для диагно­стики - бруцеллеза?

10. Практическое применение РСК в диагностике бруцеллеза у живот­ных различных видов.

11. Диагностическая ценность метода иммунофлуоресценции при бру­целлезе.

12. Дайте характеристику противобруцеллезных вакцин.

13. Какие аллергические препараты применяют для диагностики бру­целлеза?

Франсиселлы (Род Franciella, F.tularensis)

Туляремия - следует знать животных, являющихся воспри­имчивыми к нему и представляющих собой резервуар туляремийного возбудителя в природе. Одновременно следует обра­тить внимание на условия транс­миссии возбудителя в биологи­ческой среде, выяснить роль переносчиков (грызуны, члени­стоногие) туляремии.

Изучите морфологические особенности возбудителя, отметь­те дока­занное наличие фильтрующихся форм и двух видов воз­будителя.

Обратите внимание на особенности выделения возбудителя из пер­вичного патологического материала и его культивирова­ние в лаборатор­ных условиях.

Учитывая высокую контагиозность возбудителя, а также большую опасность для человека (для профессиональных групп), обратите внима­ние на устойчивость возбудителя во внешней среде, в животном сырье. Обратите внимание на мето­дику отбора и пересылки материала для ис­следования и на по­рядок самого исследования.

Уясните возможность серодиагностики в реакции агглютина­ции, преципитации, непрямой гемагглютинации и нейтрализации антител (РА, РП, РИГА и РН).

Вопросы для самопроверки

1. Какие животные (сельскохозяйственные, дико живущие и лабора­торные) восприимчивы к туляремии?

2. Каковы пути заражения туляремией?

3. Назовите переносчиков туляремии.

4. Какова устойчивость возбудителей туляремии во внешней среде (в воде, кормах, шкурах промысловых животных и т.д.)?

5. Какова устойчивость возбудителя туляремии к средствам обеззара­живания?

6. Опишите методику и средства лабораторной диагностики туляре­мии.

7. Морфологические и тинкториальные свойства возбудите­лей туля­ремии.

8. Особенности культивирования возбудителя туляремии.

9. Какой из серологических методов имеет наибольшее значение при диагностике туляремии?

10. Какое значение имеет аллергический метод для ранней и ретроспек­тивной диагностики туляремии?

Бордетеллы (род Bordetelfa, В.bronchiseptica)

Указанный вид является возбудителем бордетеллеза свиней, кроли­ков, собак, индеек, вызывает атрофический ринит у сви­ней.

Ознакомьтесь с особенностями морфологии, тинкториальных, куль­туральных и биохимических свойств. Умейте отдиффе­ренцировать В.bronchiseptica от пастерелл. Знайте селективные среды для бордетелл(Борде-Жангу, Мак-Конки, содержащие ан­тибиотики; казеиноугольную).

Изучите 3 морфологические фазы развития колоний и их связь с па­тогенностью бордетелл. Обратите внимание на их ан­тигенную структуру и факторы патогенности (токсигенность, кап­сулы, жгутиковый гемагг­лютинин).

Порядок и схема лабораторного исследования патологиче­ского мате­риала.

Наши рекомендации