Кафедра истории, философии и социологии
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе,
председатель научно-методического
совета института, профессор
___________Т.А. Суэтина
«___»____________2011
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
дисциплины «Логика»
Направление подготовки – 080200 «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
Москва 2011г.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр | |||
О | З | З (М) | ДОУ | ||
Общая трудоемкость дисциплины | + | ||||
Аудиторные занятия | + | ||||
Лекции | + | ||||
Практические занятия | + | ||||
Самостоятельная работа | + | ||||
В том числе: | |||||
Реферат | |||||
Вид промежуточного контроля | КР | ||||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зачет | ||||
Общая трудоемкость: | |||||
Часы | |||||
Зачетные единицы |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Тема 1. Предмет и значение логики
Понятие «логика», его основные значения. Основные функции логики. Роль мышления в познании. Место логики в системе наук о мышлении. Ее соотношение с философией, психологией, физиологией, кибернетикой, языкознанием. Роль логики в формировании логической культуры специалиста. Основные этапы развития логики (краткий обзор).
Тема 2. Язык логики
Соотношение языка и мышления. Понятие о знаковых системах. Предметное и смысловое значение знака. Естественный и искусственный языки.
Роль искусственных языков для выражения логического содержания мысли. Язык логики.
Тема 3.Основные законы логики
Понятие «логического закона». Основные формально-логические законы и их роль в познании. Закон тождества и его логические требования к процессу мышления, а также ошибки из-за их нарушения. Закон не противоречия, его конструктивная роль в логическом мышлении. Закон исключенного третьего и его значение для определения истинности. Закон достаточного основания и его значение для обоснованности мысли.
Тема 4. Понятие как форма мышления
Общая характеристика понятия, его роль в процессе познания. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий. Логические отношения между понятиями. Определение понятий, правила и ошибки. Деление понятий, правила и ошибки.
Тема 5. Суждение
Определение, общая характеристика и роль суждения в познании. Простые и сложные суждения. Истинность и ложность суждений. Отношения между простыми суждениями. Отношения между сложными суждениями. Логические операции с суждениями (преобразование суждений, отрицание суждений).
Тема 6. Умозаключение
Общее представление об умозаключении. Дедуктивные умозаключения (непосредственные умозаключения из простых суждений, непосредственные умозаключения из сложных суждений). Опосредованные умозаключения из простых суждений. Простой категорический силлогизм. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (сорит, эпихейрем). Условные и разделительные умозаключения Индуктивные умозаключения, их виды. Умозаключения по аналогии.
Тема 7. Логические основы теории аргументации
Общая характеристика логического доказательства и опровержения. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении. Понятие о софизмах и логических парадоксах. Спор, дискуссия, полемика, диспут как сочетание доказательства, критики и опровержения. Общие требования к спору и дискуссии.
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Разделы дисциплины | Лекции | Практ. занятия | Самост. работа | |||||||
О | З | О-З | О | З | О-З | О | З | О-З | |||
Предмет и назначение логики | |||||||||||
Языки логики | |||||||||||
Основные законы логики | |||||||||||
Понятие как форма мышления | |||||||||||
Суждение | |||||||||||
Умозаключение | |||||||||||
Логические основы теории аргументации | |||||||||||
ИТОГО | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства