Глава 1. Характеристика славянской мифологии
Содержание
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Характеристика славянской мифологии
1.1. Источники восточнославянской мифологии……………………………6
1.2. Истоки славянской мифологии…………………………………………..8
Глава 2. Мифологическая картина мира древних славян
2.1. Мифологическая модель мира…………………...……………………..11
2.2. Восточнославянские боги………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………….…..23
Список использованной литературы……………………………………….25
Введение
На сегодняшний день в русской культуре такое понятие как «миф» является одним из самых распространенных. Данное слово используется представителями совершенно разных сфер жизнедеятельности. Однако следует заметить, что феномен мифа и его «язык» до сих пор остаются неразгаданными в полной мере.
Слово «миф», воспринимаемое как слово или сказание, в целом демонстрирует мировосприятие породившей его эпохи, являясь первой формой духовной самореализации человека. Человек архаического общества буквально «живет в мифе», подвергая мифологизации весь окружающий его мир и воспринимая мифологию как единственно возможную реальность.
В случае если вера в абсолютную истинность того, о чем рассказывает миф, исчезает, мифология «умирает» в своем чистом виде, превращаясь в мифологию функциональную, выполняющую аллегорические, эстетические, художественные функции. Не смотря на это, в любом случае каждая национальная мифология отражает национальную картину мира. Более того мифология рассматривается в качестве духовно-образного слепка.
Славянская мифология, под которой мы подразумеваем, в первую очередь, мифологию восточных славян, имеет свою специфику, отличающую ее от других национальных мифологических систем. Согласно И. Г. Садовской: «В славянской мифологии нет многообразия сюжетов, богов, героев, как в греческой мифологии, строгой иерархии римского пантеона, таинственности, загадочности и многозначности индийских и иранских мифов, сумеречной мрачности скандинавской мифологии»[1].
Исходя из этого, можно утверждать, что архаическое сознание славян пронизано мифологией природы, связано с культом плодородия, определяющим жизнь человека, психологию и философию его поведения.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет говорить об актуальности темы данной работы.
Говоря об историографии исследуемой темы, следует заметить, что только со второй половины XVIII в. восточнославянская мифология стала рассматриваться в качестве предмета научного исследования.
В связи с этим стоит акцентировать внимание на работе М. И. Попова[2], в которая стала одним из первых сочинений, реконструировавших мифологический пантеон, демонологию и народную магию древних славян. С XVIII в. этот важный источник оставался труднодоступен для широкого читателя.
Также нельзя не отметить исследования Г. А. Глинки[3] и А. С. Кайсарова[4], где также авторами подробно анализируется религиозная составляющая.
Кроме того, изучение славянской мифологии получило новый импульс с появлением сборника «Славянский вестник»[5], издававшегося под редакцией А. А. Хованского, где публиковали свои статьи по этому вопросу Д. О. Шеппинг, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, Н. И. Кареев, Ф. И. Буслаев и другие.
Необходимо сказать, что практически все данные, касающиеся славянской мифологии, были восстановлены благодаря различным источникам. Исходя из этого, в первую очередь, следует упомянуть письменные источники. К ним относятся тексты Козьмы Пражского[6], Кирилла Туровского[7], а также Кирика Новгородца[8].
Особое место занимает произведение «Слово о полку игореве»[9], в котором отражен значительный пласт языческих мифов, упоминаемых наследником и носителем языческой культуры — неизвестным песнотворцем.Все эти тексты не содержат каких-либо целостных изложений мифологии или отдельных мифов. В любом случае это не изложение самих мифов, а пересказ их понимания современниками-иноверцами.
Целью данной работы является изучение мифологии восточных славян.
Основными задачами выступают:
1. Изучение характеристики славянской мифологии
2. Анализ мифологической картины мира древних славян
Представленная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Характеристика славянской мифологии