Взаимоотношения человека с природой
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
· Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст без фактических ошибок – 2б
· В комментарии допущена 1фактическая ошибка, связанная с пониманием текста – 1б
· Сформулированная проблема не прокомментирована, или нет опоры на исходный текст, или допущено более одной фактической ошибки, или вместо комментария дан пересказ, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста – 0б
__________________________________________________________
К3 Отражение позиции автора исходного текста
· Верно сформулирована позиция автора, без фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста – 1б
· Позиция автора не сформулирована или сформулирована неверно- 0б
__________________________________________________________
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
· Выражено своё мнение, приведено не менее двух аргументов: из художественной, публицистической и научной литературы – 3б
· Выражено своё мнение, приведён только один пример из художественной, публицистической или научной литературы – 2б
· Выражено своё мнение, но приведён только один пример из жизненного опыта( без опоры на литературу) – 1б
· Аргументы отсутствуют, или мнение экзаменуемого выражено формально, или не выражено вовсе – 0б
___________________________________________________________
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
· Последовательность не нарушена, логических ошибок нет, нет нарушений абзацного членения текста – 2б
· Есть одна логическая ошибка или одно нарушение абзацного членения – 1б
· Более одной логической ошибки, или два случая абзацного членения – 0б
_____________________________________________________________
К6 Точность и выразительность речи
(!!! Высший балл по этому критерию выставляется, если высший балл получен по К10)
· Работа характеризуется точностью выражения, разнообразием грамматического строя речи. Допущено не более одной речевой ошибки – 2б
· Прослеживается однообразие грамматического строя, есть нарушения точности выражения мысли – 1б
· Бедный словарь, однообразие грамматического строя речи – 0б
__________________________________________________________
К7 Орфографические нормы
· Нет ошибок (или одна негрубая) – 3б
· Не более двух ошибок – 2б
· 3-4ошибки – 1б
· Более 4-х ошибок – 0б
__________________________________________________________
К8 Пунктуационные нормы
· Ошибок нет (или одна негрубая) – 3б
· 3ошибки – 2б
· 4-5ошибок – 1б
· Более 5 ошибок – 0б
______________________________________________________________
К9 Грамматические ошибки
· Ошибок нет – 2б
· 1-2 ошибки – 1б
· Более 2ошибок – 0б
_____________________________________________________________
К10 Речевые ошибки
· Не более одной – 2б
· 2-3 – 1б
· Более 3-х – 0б
__________________________________________________________
К11 Этические нормы
· Ошибки отсутствуют – 1б
______________________________________________________________
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
· Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют – 1б
_______________________________________________________________
!!! При оценке грамотности ( К7 – К 10) учитывается объём сочинения
150(160) – 300
Если сочинение имеет объём от 70 до 150 слов (!!! Не более 150), по всем критериям по грамотности (К7 – К10) максимально ставится по 1 баллу
Структура сочинения-рассуждения
1. Введение в проблему
2. Формулировка проблемы, поставленной в предложенном тексте
3. Комментарий к сформулированной проблеме
4. Формулировка авторской позиции
5. Высказывание собственного мнения и подкрепление его аргументами
6. Заключение
ВСТУПЛЕНИЕ
Цель: подготовка читателя к восприятию сочинения и введение в сформулированную проблему прочитанного текста.
· Назывные предложения, создающие картину по тональности, близкую исходному тексту
· Ключевое слово – круг ассоциаций, которое вызывает у вас это слово - проблема
· Вопросительные предложения, фиксирующие внимание на ключевых понятиях – проблема
· Небольшое обобщение – проблема
· Цитата, взятая из текста – проблема
Проблема – это общественно значимый вопрос, который автор поднимает в тексте и ищет ответ не него.
Примеры:
Взаимоотношения человека с природой
Тысячелетиями человек утверждался на земле, покоряя природу. Он не умел или не хотел слушать её ропщущий голос. Человек жил, строя свои взаимоотношения с природой на основе принципа: «пришёл, увидел, победил». И наступил момент, когда стали гибнуть озёра и реки, исчезать животные и растения. Именно эта жгучая проблема взаимоотношения человека с природой нашла яркое воплощение на страницах произведения (автор и текст, по которому пишется сочинение).