Практическое занятие по теме 5

«Дедуктивное умозаключение»

Контрольные вопросы

1. Что такое умозаключение как форма мышления и какова его логическая структура?

2. Как можно сформулировать условия получения истинности вывода в умозаключении?

3. В чем состоят различия между основными видами умозаключений?

4. Как характеризуются основные виды непосредственных дедуктивных умозаключений?

5. В чем заключается сущность простого категорического силлогизма? Как формулируется его аксиома?

6. Каковы правила терминов и правила посылок простого категорического силлогизма?

7. Что такое фигуры и модусы простого категорического силлогизма?

8. Какое умозаключение называется разделительно-категорическим? В чем специфика его модусов?

9. Что такое условно-категорическое умозаключение? Как проявляются особенности его модусов?

10. Какое умозаключение называется условно-разделительным?

11. Каково значение демонстративных умозаключений в практике аргументации?

Решение логических задач и выполнение упражнений по пройденной теме.

Рекомендуемая литература

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. - М.: Проспект, 2009. - С. 104-139.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации : учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2005. - С. 129-135.

Рузавин Н. В. Основы логики и аргументации. - М., 2007. – С. 85-108.

Семинар по теме 6 и 7

«Индуктивное умозаключение» и «Умозаключение по аналогии»

Данный семинар проходит в форме диспута, при подготовке к которому студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. При этом специальное внимание уделяется развитию навыков применения и анализа индуктивных умозаключений и умозаключений по аналогии в процессе спора сторон.

Рекомендуемая литература

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. - М.: Проспект, 2009. - С. 140-171.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации : учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2005. - С. 136-145.

Рузавин Н. В. Основы логики и аргументации. - М., 2007. – С. 129-158.

Семинар по теме 8

«Основные формально-логические законы»

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается своеобразие формально-логических законов?

2. Существуют ли границы применения формально-логических законов в научном познании?

3. Что выражает закон тождества, какова его роль в процессе рассуждения?

4. В чем сущность закона непротиворечия, и какова его роль в познании?

5. Что выражает закон исключенного третьего, в отношении каких суждений он действует?

6. В чем смысл и значение закона достаточного основания?

Рекомендуемая литература

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. - М.: Проспект, 2009. - С. 12-22.Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации : учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2005. - С. 164- 181.

Рузавин Н. В. Основы логики и аргументации. - М., 2007. – С. 16-18.

Семинар по теме 9

«Гипотеза»

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика основных форм развития научного знания.

2. Проблема как осознанное незнание.

3. Логическая сущность гипотезы, ее виды и этапы разработки.

4. Теория как высшая форма организации научного знания.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова взаимосвязь основных форм развития научного знания?

2. Какую роль играет проблема в развитии научного знания?

3. В чем заключается логическая сущность гипотезы?

4. Что составляет объективную основу гипотезы?

5. Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений?

6. Какова логическая структура гипотезы?

7. Как можно охарактеризовать основные виды гипотезы?

8. Какие требования предъявляются к научной гипотезе?

9. Что такое версия? Как она соотносится с научной гипотезой?

10. Из каких основных этапов складывается разработка гипотезы?

11. Какие существуют способы доказательства гипотезы?

12. Каковы основные типы теорий?

13. Как развиваются научные теории?

Темы выступлений:

1. Соотношение понятий: «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация», «задача» и «упражнение».

2. Место гипотезы в системе форм развития научного знания.

3. Логическая природа и познавательная роль гипотезы.

4. Соотношение гипотезы с проблемой и теорией.

5. Логико-методологические требования к построению гипотезы.

6. Логическая сущность и структура теории.

7. Функции теории.

8. Соотношение эмпирической и теоретической форм познания как последовательных этапов в развитии научного знания.

Рекомендуемая литература:

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. - М.: Проспект, 2009. - С. 213-227.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации : учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2005. - С. 182-203.

Рузавин Н. В. Основы логики и аргументации. - М., 2007. – С. 159-175.

Семинар по теме 10

«Доказательство»

Данный семинар проходит в форме диспута, при подготовке к которому студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Семинар является итоговым, и при подготовке и проведении диспута студенты используют весь объем знаний, полученных при прохождении курса.

Рекомендуемая литература:

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. - М.: Проспект, 2009. - С. 177-196.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации : учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2005. - С. 226-266.

Рузавин Н. В. Основы логики и аргументации. - М., 2007. – С. 281-298.

Наши рекомендации