Классификация нормативных предписаний
Ее суть состоит в распределении правового материала по клас-
сам (группам, видам) в соответствии с избранным критерием1. Эта
работа заключается в упорядочении юридических норм на основе
аналогий и различий.
Классификация позволяет установить логический порядок,
четкое и даже геометрическое разграничение правовых явлений,
при необходимости — формальную иерархию понятий, феноме-
нов и ситуаций права. Классификация сведет воедино отличаю-
щиеся на первый взгляд одно от другого явления, которые будут
поставлены в определенном порядке с целью облегчить их рас-
смотрение, анализ и толкование.
Классификация должна осуществляться по следующим прави-
лам:
1) при делении правовых норм надо использовать одно и то же
основание;
2) объем частей множества должен равняться объему всего
классифицируемого множества (правило соразмерности деле-
ния);
3) члены множества должны взаимно исключать друг друга;
4) подразделение на множество должно быть непрерывным,
т. е. нельзя перескакивать через ближайшее подмножество2.
Право применяет большое число классификаций. Например,
существуют различные классификации лиц (физические и юриди-
1 См.: Баранов В. М., Чуманов Е. В. Классификация в российском законода-
тельстве. Н. Новгород, 2005. С. 53.
2 См.: Сивицкий В. А. Систематизация конституционно-правовых норм Рос-
сийской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 13.
I и.ша 6. Правила формирования содержания нормативных актов 219
ческие лица; правоспособные и неправоспособные), классифика-
ции субъективных прав (вещные, личные и интеллектуальные
права; имущественные и неимущественные права), классифика-
ции вещей и имущества и т. д. Существуют также различные клас-
сификации юридических актов, обязательств, правонарушений и
мер ответственности, видов ущерба и способов его возмещения.
Есть классификации преступлений и наказаний в Уголовном ко-
дексе РФ. Все эти классификации представляют большой интерес
как в плане ясности норм права, так и в плане их юридического
анализа и применения. Классификации являются определяющим
элементом развития и совершенствования системы права в целом.
Классификации должны быть выстроены так, чтобы выявля-
лись регулятивные и охранительные свойства права. В них должна
просматриваться связь между регулятивными и охранительными
правовыми предписаниями. В конечном счете правильно сделан-
ные классификации всегда позволяют мысленно сконструировать
логическую норму права.
Регламентирование всех элементов логической нормы права
Основное правило логики, которое необходимо соблюдать в
правотворческой работе, гласит, что в нормативном акте логиче-
ская норма права должна быть представлена в полном составе. От-
сутствие хотя бы одного ее элемента свидетельствует о ее неполно-
ценном правовом регулировании и непрофессионализме разра-
ботчиков законодательного акта.
Логическая норма права — это мысленное построение норма-
тивного материала по схеме: ≪Если — то — в противном случае≫.
Эта обобщенная схема впоследствии может быть разбита на дроб-
ные элементы. Количество элементов в нормативном акте разнит-
ся в зависимости от характера регулируемых им общественных от-
ношений. Приведем примерный, но далеко не полный перечень
элементов, которые могут составлять правило поведения:
—субъекты правоотношения;
—объекты правоотношения;
—субъективные права;
—юридические обязанности;
—льготы;
—условия, при которых правило поведения действует;
—меры поощрения;
—санкции;
220 Особенная часть
— способы разрешения конфликтов;
— механизмы поддержки санкций (их исполнения).
Рассмотрим пример налогового правоотношения.
Известно, что только представительный орган власти может уста-
навливать налоги. Однако что значит установить налог? Вероятно, не-
достаточно в Налоговом кодексе РФ просто провозгласить, что в Рос-
сийской Федерации устанавливается налог на рождение первенца.
Чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен со-
держать некоторый набор информации, который сделает налог опре-
деленным. Это, например, сведения о лице, обязанном уплачивать
налоги, об обстоятельствах, при наличии которых возникает эта обя-
занность, о размере налогового обязательства, порядке его исполне-
ния. Данная информация называется элементами закона о налоге.
Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу,
основу закона о налоге. Конкретное же содержание элементов опре-
деляет своеобразие каждого отдельно взятого налога.
Обычно в законе о налоге содержатся следующие элементы:
1) субъект налога (налогоплательщик) — лицо, которое в соответ-
ствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет
(юридический налогоплательщик). Юридического налогоплательщи-
ка следует отличать от фактического налогоплательщика, т. е. лица,
которое хотя непосредственно налог и не уплачивает, но в конечном
счете принимает на себя его бремя (например, покупатель товара в
отношении косвенных налогов). Когда мы говорим о субъекте налога,
то имеем в виду только юридического налогоплательщика.
Иногда исполнение обязанности уплатить налог возлагается не на
самого налогоплательщика, а на налогового агента, уплачивающего
налог из средств налогоплательщика. Так, подоходный налог чаще
всего уплачивается предприятием, производящим выплату граждани-
ну. Соответственно, налогоплательщик получает выплаты за исклю-
чением суммы налога. Налоговый агент не является налогоплатель-
щиком;
2) объект налогообложения — материальные предметы либо их ха-
рактеристика (стоимостная, количественная или физическая), а также
операции (юридические действия) с данными предметами, с наличи-
ем (совершением) которых законодательство связывает возникнове-
ние налоговой обязанности. Соответственно, объектом налогообло-
жения признаются доходы, стоимость определенных товаров, отдель-
ные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг
и др.;
I i.i (>. Правила формирования содержания нормативных актов 221
3) ставка налога — размер денежных отчислений, размер налога на
единицу налогообложения. Ставки налога по методу установления
подразделяют на твердые и процентные. Твердые ставки выражаются
в определенной сумме на единицу налогообложения (например, 5 руб.
за одну лошадиную силу автомобиля). Процентные ставки устанавли-
ваются в процентах от единицы налогообложения и характерны для
налогов, где в качестве единицы налогообложения используется де-
нежная единица (например, 25% суммы от реализации горючесмазоч-
ных материалов);
4) способы уплаты налога. В Российской Федерации существуют
следующие основные способы уплаты налога:
а) уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается
обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный
срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).
Обязанность уплаты налога по декларации установлена, например,
для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица;
б) уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) предше-
ствует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть
дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного нало-
говым агентом;
в) кадастровый способ уплаты налога. При уплате налогов на ос-
нове кадастра их размер исчисляется исходя из средней доходности
объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом полу-
чения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего
применяется при налогообложении недвижимости;
5) сроки уплаты налога. Сложно говорить об установленном нало-
ге, если в законе отсутствует определенность в вопросе о сроке его уп-
латы. Вот почему срок — это необходимый элемент любого закона о
налогах;
6) ответственность за нарушение налогового законодательства.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что уплата нало-
гов — нежелательная для каждого обязанность, в результате многие
пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом.
Именно поэтому закон о налоге не может существовать без системы
мер ответственности, гарантирующей уплату налога.
В целом к лицу, совершившему налоговое правонарушение, воз-
можно применение мер уголовной, административной и финансовой
ответственности. Нормы, предусматривающие финансовую ответст-
венность за нарушение налогового законодательства, сконцентриро-
ваны в Налоговом кодексе РФ. Он предусматривает меры ответствен-
ности за конкретные правонарушения;
222 Особенная часть
7) льготы по налогу. Как правило, в любом законе о налоге устанав-
ливаются те или иные льготы по налогу в форме освобождения от на-
лога, права уменьшения налоговой базы на определенные суммы, ус-
тановления налогооблагаемого минимума и др.