Тестовые задания по теме (приложение №2).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №27
Тема:«Органы дыхания: классификация, источники развития. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Альвеолы. Аэрогематический барьер. Кожа. Морфофункциональные особенности тонкой и толстой кожи. Возрастные особенности».
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола………………
«____»______________2007 г.
Зав. кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.м.н., Н. Н. Медведева…………………
Составитель:
к.м.н., доцент Л. Г. Левкович
Красноярск
1.Тема занятия: «Органы дыхания: классификация, источники развития. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Альвеолы. Аэрогематический барьер. Кожа. Морфофункциональные особенности тонкой и толстой кожи. Возрастные особенности».
2.Форма организации учебного процесса:практическое занятие.
3.Значение темы:Органы дыхания, кроме основной функции – газообмена, выполняет ряд респираторных функций. Знание строения гистофизиологии органов дыхания важно врачу для понимания расстройства этих функций и проведение целенаправленной терапии. Разработка и применение современных методов исследования и диагностики заболевания органов дыхания, таких как, бронхоскопия, рентгеноскопия, лабораторные исследования отделяемого из воздухоносных путей основаны на этих данных. Кожа и её производные образуют внешний покров организма. Они выполняют ряд жизненно важных функций. Внешний вид кожи, цвет, температура, влажность и другие признаки могут рассказать врачу о возрасте, поле, гормональном статусе, дефиците витаминов, наличии и стадии развития ряда заболеваний. Изучение строения кожи и её производных служит основой формирования представлений врача о функциях кожи в норме и при патологии.
4.Цели обучения:
Общая цель.
Рассмотреть морфофункциональную характеристику органов дыхательной системы и кожи.
Учебная цель.
Обучающийся должен знать:
- микроскопическое строение органов дыхательной системы (трахеи, внутрилегочных бронхов), их источники развития;
- микроскопическое строение отделов кожи, их тканевые компоненты и производные кожи;
- структурные компоненты аэрогематического барьера.
Обучающийся должен уметь:
-идентифицировать органы дыхательной системы, отделы кожи и её производные при микроскопировании гистологических препаратов;
-объяснить значение аэрогематического барьера..
4.3.Психолого-педагогическая цель.
Необходимо объяснить студентам о пагубном влиянии вредных привычек (курение) на структуру органов дыхательной системы и кожи. Изменения, происходящие в перечисленных органах, приводят к нарушению функции дыхательной системы в целом и к необратимым процессам (рак легкого).
5.Место проведения практического занятия: учебная комната.
Оснащение занятия.
-Гистологические препараты:
1.Трахея.
2.Легкое.
-Таблицы:
1.Строение трахеи.
2.Строение легкого.
-Микроскопы
-Компьютер
Структура содержания темы (хронокарта, план занятия).
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин) | Цель этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия | 3 мин. | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся. |
2. | Формулировка темы и цели | 10 мин. | Преподавателем объявляется тема, ее актуальность и цели занятия |
3. | Определение исходного уровня знаний | 15 мин. | Разбор основных вопросов темы занятия по ответам на контрольные вопросы или через тестирование. Оснащение: 1. Контрольные вопросы 2. Тесты 3. Таблицы 4. Схемы 5. Компьютер |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов | 30 мин. | 1.Устное собеседование, в процессе которого разбираются наиболее важные и сложные вопросы по теме. 2.Инструктаж обучающихся по выполнению самостоятельной работы. |
5. | Самостоятельная работа: 1) микроскопия гистологических препаратов; 2) зарисовка их в альбом. | 70 мин. | 1. Микроскопия препаратов с зарисовкой (карта ООД, приложение №4) 2. Изучение темы занятия с использованием электронного гистологического атласа и обучающих компьютерных программ. Оснащение: 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Компьютер 4. Альбомы 5. Ручка 6. Карандаши |
6. | Определение конечного уровня знаний | 20 мин. | Закрепление изученного материала при решении ситуационных задач или с использованием компьютерных контролирующих программ. |
7. | Подведение итогов и задание на дом | 7 мин. | 1. Коррекция рисунков; 2. Подписывание рисунков; 3. Оглашение оценок; 4. Задание на дом. |
Всего: | 155 мин. |
8.Аннотация (краткое содержание) темы
В начале занятия целесообразно напомнить студентам, что дыхательная система состоит из воздухоносных путей и респираторных отделов, где осуществляется газообмен. К первым относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи. Газообмен происходит в альвеолярных бронхиолах.
В качестве примера строения воздухоносных путей следует рассмотреть препарат трахеи. Трахея, как и все воздухоносные пути, представляет собой полый орган, выстланный со стороны просвета слизистой оболочкой. Студенты должны разобраться в строении этой оболочки. Убедиться, что эпителий является однослойным многорядным призматическим мерцательным эпителием, состоящим из 4-х видов клеток: реснитчатых, бокаловидных, эндокринных и базальных (или вставочных: коротких и длинных). Далее за эпителиальным слоем слизистой оболочки следует собственная пластинка, представленная рыхлой соединительной тканью богатой эластическими волокнами. Подслизистая основа нерезко ограничена от слизистой оболочки и содержит простые разветвленные слизисто-белковые железы. Фиброзно-хрящевая оболочка трахеи представлена гиалиновым хрящом, образующим в стенке органа кольца, открытые на дорзальной поверхности трахеи, где концы их соединяются между собой посредством гладкой мышечной ткани. Значение хрящей в воздухоносных путях - роль каркаса. Наружная оболочка трахеи представлена адвентициальной, соединяющей ее с соседними органами.
Перед микроскопированием препарата легкого следует по таблице рассмотреть схему бронхиального дерева и разобрать особенности структурной организации бронхов по мере уменьшения их калибра, обратив внимание на динамику изменения эпителия, мышечной пластинки слизистой оболочки, желез подслизистой основы и на фиброзно-хрящевой оболочки. Следует обратить внимание студентов на строение структурно-функциональной единицы респираторного отдела дыхательной системы – «ацинуса».
Необходимо рассмотреть строение стенки альвеол, уделить внимание аэрогематическому барьеру, значению сурфантанта..
Студенты должны изучить и знать основные этапы развития органов дыхания. Первая закладка легкого проявляется к концу третьей недели. К 6 мес. заканчивается эмбриогенез легочно-бронхиалъного дерева и в дальнейшем количество бронхов увеличивается незначительно, однако добавочные ветвления наблюдается и после рождения. Студенты должны усвоить, что к концу внутриутробного периода морфологическое строение легких достигает той степени развития, которая обеспечивает их способность к осуществлению газообмена, реализующуюся после рождения. Альвеолы в течение эмбрионального периода имеют вид спавшихся пузырьков с незначительным просветом. С рождением ребенка усложняется альвеолярная система, увеличивается количество альвеол (1/3 от количества альвеол взрослого), уплощается респираторные клетки альвеол. Незакончившаяся дифференцировка органов дыхания у детей, их малые размеры оказывают большое влияние на частоту их заболеваний и характер течения болезни.
Далее следует рассмотреть строение кожи. Уяснить, что кожа как орган выполняет многообразные функции. Выделить важнейшие из них: ограничительную, защитную, обменную, экскреторную, теплообменную, функцию депонирования крови, а также функцию кожи как органа чувств. Обязательно, разбирая строение кожи, следует подчеркнуть многотканевой принцип организации кожи. Целесообразно повторить материал общей гистологии - многослойный эпителий, рыхлая соединительная ткань, плотная неоформленная соединительная ткань, железы.
На препарате кожи студенты должны увидеть 3 её составных отдела: эпидермис, дерму, подкожно- жировую клетчатку. При изучении эпидермиса обратить внимание на его слои, показать динамику. Далее следует перейти к вопросу о взаимосвязи эпителия и рыхлой соединительной ткани на примере сосочкового слоя кожи. Рассматривая сетчатый слой кожи, следует отметить, что именно он, в основном, придает коже прочность. Кожа испытывает воздействие сил разного направления и для обеспечения максимальной прочности необходимы пучки коллагеновых волокон, идущих в разных направлениях. Привлечь внимание студентов к обилию сосудов в дерме, особенно много капилляров в сосочковом слое. В дерме находится 2 сосудистых сплетения - поверхностное (в сосочковом слое) и глубокое (в сетчатом слое). Такое расположение сосудов обеспечивает не только трофику, но и выполнение других функций: теплорегуляция и депонирование крови. Далее необходимо вспомнить несвободные инкапсулированные нервные окончания: осязательное тельце Мейснера и пластинчатое тельце Фатер-Пачини (барорецептор). Студенты должны находить в препаратах потовые железы; давая им морфофункциональную характеристику.
Необходимо напомнить о существовании и разобрать отличительные особенности толстой и тонкой кожи. Тонкая кожа в эпидермисе не имеет блестящего слоя, но имеет волосы и сальные железы.
Вопросы для самоподготовки (приложение №1)
Тестовые задания по теме (приложение №2).