Место учебной дисциплины «логика» в структуре ооп бакалавриата
Рабочая программа
Дисциплины Логика
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть
Направление подготовки
030900.62 – Юриспруденция
Профиль подготовки
государственно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная, заочная (на базе высшего образования)
Разработчик
к.филос.н., доцент Иткулова Л.А.
Уфа 2016
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
2. | Цели освоения учебной дисциплины | |
3. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | 3-4 |
4. | Рабочие программы а) Рабочая программа для ОФО б) Рабочая программа для ЗФО в) Рабочая программа для СФО | 5-9 10-13 14-17 |
5. | Образовательные технологии | |
6. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
7. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8. | Методические рекомендации для преподавателя | 19-21 |
9. | Методические указания для студентов | 21-22 |
10. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | 22-26 |
11. | Контрольно-оценочные материалы | 26-49 |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА»
Целью изучения дисциплины «Логика» является формирование и повышение логической культуры мышления, что предполагает знание правил и законов логики и умение применять их в процессе аргументации. Это важно для изучения как других учебных дисциплин, так и для профессиональной деятельности юристов, уверенного участия в деловом общении, дискуссиях, спорах и оптимальной ориентации в сложной общественно-политической обстановке.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА»
Учебная дисциплина «Логика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464
а) общекультурные компетенции (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
б) профессиональные компетенции (ПК):
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15).
В результате изучения дисциплины «Логика» обучающийся должен:
Знать: основные категории логики как науки о мышлении, законы и формы абстрактного мышления, способы аргументации, конструктивной критики, сущность гипотезы (юридической версии) и теории.
Уметь:системно мыслить, оперировать логическими понятиями и категориями, применять логические законы, операции дефиниции и классификации, применять различные способы обоснования тезиса (гипотезы, юридической версии).
Владеть: высокой культурой правового мышления, методами логического анализа (обобщения, анализа, сравнения) текста (информации, навыками работы с юридической документацией с использованием компьютерной техники, логически грамотного построения устной и письменной юридической речи.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Логика для очной формы обучения (1 курс 1 семестр)
рабочую программу осуществляют: Лекции: канд. филос.наук, доцент Иткулова Лэйсян Ахметовна Практические занятия: канд.филос.наук, доцент Иткулова Лэйсян Ахметовна | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) - 2 Учебных часов - 72 лекций (в т.ч. в интерактивных формах) - 14 практических (в т.ч. в интерактивных формах) - 20 зачет самостоятельная работа студентов - 36 КСР - 2 |
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Интерактивные методы обучения | Межпредметные связи | Инновационные методы обучения | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | ||||||||
Модуль 1. Логика как наука о мышлении, основные законы мышления. Формы абстрактного мышления. | 1-14 | Текущий контроль: Опрос. Решение задач. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. Контрольная работа. Рубежный контроль – тестирование | |||||||||
Тема 1. Предмет и значение логики. Основные этапы развития логика. Основные законы мышления. | Ролевая игра «Правильное и неправильное мышление в поиске истины». | История философия Лингвистика Математическая логика | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: опрос 1. Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных 3. к интерактивному занятию. | |||||||
Тема 2. Понятие как форма абстрактного мышления. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями. | Философия Теория государства и права | Использование ресурсов электронных библиотек | Текущий контроль: 1. Опрос. 2. Решение задач. 3. Контрольная работа. | ||||||||
Тема 3. Суждение как форма абстрактного мышления. Виды суждений. Логический квадрат. | Философия Лигвистика | Использование ресурсов электронных библиотек | Текущий контроль: 1. Опрос. 2. Решение задач. 3. Контрольная работа. | ||||||||
Тема 4. Сложные суждения. Модальные суждения. Логика вопросов и ответов. | Диспут на тему «Деонтическая логика и право» | Философия Неклассическая логика | Лекция-презентация | Текущий контроль: 1. Опрос 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. | |||||||
Тема 5. Умозаключение как форма абстрактного мышления. Дедуктивное умозаключение и его виды. | Философия Математика | Лекция с использованием мультимедийного оборудования | Текущий контроль: 1. Опрос 2. Решение задач. 3. Контрольная работа. | ||||||||
Тема 6. Индуктивные умозаключения. Виды индукции. Умозаключения по аналогии. | Философия Статистика | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | Текущий контроль: 1. Опрос 2. Проверка конспектов. Рубежный контроль - тестирование. | ||||||||
Модуль 2. Аргументация и гипотеза. | 15-17 | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1. Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. Рубежный контроль: письменная контрольная работа | ||||||||
Тема 1. Понятие логического доказательства. Виды доказательства. | Мозговой штурм «Виды аргументации». | Психология Уголовное право Гражданское право | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | Текущий контроль: 1. Опрос 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. | |||||||
Тема 2. Правила и ошибки по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. | Психология Уголовное право Гражданское право | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1. Опрос 2. Проверка конспектов. | ||||||||
Тема 3. Гипотеза как форма развития знания | Дискуссия «Роль воображения в формировании гипотезы». | Уголовное право Концепции современного естествознания | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | Текущий контроль: 1. Опрос 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. письменная контрольная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Логика для заочной формы обучения (1 курс 1 семестр)
рабочую программу осуществляют: Лекции: канд. филос.наук, доцент Иткулова Лэйсян Ахметовна Практические занятия: канд.филос.наук, доцент Иткулова Лэйсян Ахметовна | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -2 Учебных часов - 72 лекций (в т.ч. в интерактивных формах) - 4 практических (в т.ч. в интерактивных формах) - 4 зачет самостоятельная работа студентов - 64 |
Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Интерактивные методы обучения | Межпредметные связи | Инновационные методы обучения | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | |||||||
Модуль 1. Логика как наука о мышлении, основные законы мышления. Формы абстрактного мышления. | - | Текущий контроль: 1. Опрос. | ||||||||
Тема 1.Предмет и значение логики. Основные этапы развития логика. Основные законы мышления. | Ролевая игра «Правильное и неправильное мышление в поиске истины». | История философия Лингвистика Математическая логика | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: опрос 1.Опрос. | ||||||
Тема 2. Понятие как форма абстрактного мышления. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями. | Философия Теория государства и права | Использование ресурсов электронных библиотек | ||||||||
Тема 3. Суждение как форма абстрактного мышления. Виды суждений. Логический квадрат. | Философия Лигвистика | Использование ресурсов электронных библиотек | ||||||||
Тема 4. Сложные суждения. Модальные суждения. Логика вопросов и ответов. | Философия Неклассическая логика | Лекция-презентация | ||||||||
Тема 5. Умозаключение как форма абстрактного мышления. Дедуктивное умозаключение и его виды. | Философия Математика | Лекция с использованием мультимедийного оборудования | ||||||||
Тема 6. Индуктивные умозаключения. Виды индукции. Умозаключения по аналогии. | Философия Статистика | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | ||||||||
Модуль 2 Аргументация и гипотеза. | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1. Опрос. | ||||||||
Тема 1. Понятие логического доказательства. Виды доказательства. | Мозговой штурм «Виды аргументации». | Психология Уголовное право Гражданское право | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | Текущий контроль: 1. Опрос | ||||||
Тема 2. Правила и ошибки по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. | Психология Уголовное право Гражданское право | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1. Опрос. | |||||||
Тема 3. Гипотеза как форма развития знания. | Уголовное право Концепции современного естествознания | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | Форма промежуточной аттестации – зачет |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Логика для заочной формы обучения (на базе высшего образования)
рабочую программу осуществляют: Лекции: канд. филос.наук, доцент Иткулова Лэйсян Ахметовна Практические занятия: канд.филос.наук, доцент Иткулова Лэйсян Ахметовна | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) - 2 Учебных часов - 72 лекций - 4 практических (в т.ч. в интерактивных формах) - 2 зачет самостоятельная работа студентов - 62 |
Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Интерактивные методы обучения | Межпредметные связи | Инновационные методы обучения | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | |||||||
Модуль 1. Логика как наука о мышлении, основные законы мышления. Формы абстрактного мышления. | - | Текущий контроль: 2. Опрос. | ||||||||
Тема 1.Предмет и значение логики. Основные этапы развития логика. Основные законы мышления. | Ролевая игра «Правильное и неправильное мышление в поиске истины». | История философия Лингвистика Математическая логика | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: опрос 1.Опрос. | ||||||
Тема 2. Понятие как форма абстрактного мышления. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями. | Философия Теория государства и права | Использование ресурсов электронных библиотек | ||||||||
Тема 3. Суждение как форма абстрактного мышления. Виды суждений. Логический квадрат. | Философия Лигвистика | Использование ресурсов электронных библиотек | ||||||||
Тема 4. Сложные суждения. Модальные суждения. Логика вопросов и ответов. | Философия Неклассическая логика | Лекция-презентация | ||||||||
Тема 5. Умозаключение как форма абстрактного мышления. Дедуктивное умозаключение и его виды. | Философия Математика | Лекция с использованием мультимедийного оборудования | ||||||||
Тема 6. Индуктивные умозаключения. Виды индукции. Умозаключения по аналогии. | Философия Статистика | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | ||||||||
Модуль 2 Аргументация и гипотеза. | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 2. Опрос. | ||||||||
Тема 1. Понятие логического доказательства. Виды доказательства. | Мозговой штурм «Виды аргументации». | Психология Уголовное право Гражданское право | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | Текущий контроль: 2. Опрос | ||||||
Тема 2. Правила и ошибки по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. | Психология Уголовное право Гражданское право | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 2. Опрос. | |||||||
Тема 3. Гипотеза как форма развития знания. | Уголовное право Концепции современного естествознания | Использование специализированного программного обеспечения и системного оборудования | Форма промежуточной аттестации – зачет |