Источники восточнославянской мифологии
На рубеже V - VII вв. после событий Великого переселения народов, славяне обосновались на территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. По истечении времени, представители славянского народа положили начало процессу обособления. Таким образом, было сформировано три группы родственных народов Европы:
1. Восточные славяне - это белорусы, русские, украинцы;
2. Западные - поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке);
3. Южные - болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы.
Необходимо заметить, что, несмотря на разделение славян, их мифологии до сегодняшних дней сохранили множество общих черт.
Мифологией представляет собой совокупность представлений древних о сверхъестественных существах, о возникновении, устройстве мироздания в целом, а также - природы и человеческого общества[10]. Глубинной сущностью мифологии являлось представление о порядке, противопоставленном беспорядку (Космос - Хаос).
Другими словами, мифология принято рассматривать, как систему представлений, запечатленных в образно-символической форме - мифе. В свою очередь, миф – история народа, его верования, наконец, его душа, менталитет, сохраненные сакральные знания в форме преданий, сюжетов. Только позднее миф изменяется и приобретает форму сказок, а также легенд.
В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, т.к. в то время, когда создавались мифы, народ еще не имел понятия о том, что такое письменность.
Поэтому если сегодня попытаемся воссоздать мифы, мы вынуждены будем довольствоваться отрывочными древними свидетельствами и восстановлением мотивов, сюжетов и даже целых отрывков мифологических текстов, на основании сравнительного изучения данных современного устного народного творчества, обрядов и верований (т.е. фольклора в широком смысле слова).
Среди основных источников сведений по раннеславянской мифологии, необходимо выделить средневековые хроники, находки археологов, анналы, авторами которых были европейские и славянские авторы.
Также важные сведения присутствуют в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, VI в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов.
Из числа славянских авторов следует отметить Козьму Пражского с его произведением «Чешская хроника». Также не маловажный вклад в развитие славянской мифологии был внесен южнославянскими источниками XI-XV вв: летописи, поучения и наставления против язычников. Здесь необходимо упомянуть Кирилла Туровского, а также Кирика Новгородца.
Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых наследником и носителем языческой культуры – анонимным песнотворцем.
Однако главным источником целью которого являлось воссоздание восточнославянской мифологии являются многочисленные записи народных поверий и ритуалов, песен и сказок, заговоров и заклинаний, загадок, созданные фольклористами и этнографами за последние два столетия.
Известный этнограф, историк религии и филолог Е.Г. Кагаров еще в 1918 г. в книге «Религия древних славян» подчеркивал, что славянскую мифологию следует изучать на основании народной обрядности. «Я убежден, - писал он, - что из-под покрова народных верований и обрядов перед нами всплывут при свете научного исследования более яркие и более правдивые картины прошлого славяно-русской религии, нежели со страниц летописей, поучений и других литературных памятников, столь часто сообщающих нам сомнительные сведения» [11].
Также исследования в этой области предпринимали еще ученые мифологической школы в XIX в. Выработка во второй половине XX в. новых методов исследования народных текстов позволила достаточно достоверно восстановить многие черты мировоззрения древних восточных славян. Эти изыскания связаны с именами В.В. Иванова и В.Н. Топорова[12], Е.Г. Кагарова[13], В.В. Семенова[14] и многих других исследователей.
Таким образом, за современными работами восточнославянского язычества стоит двухсотлетняя традиция реконструкции отдельных сочинений византийских, западноевропейских, арабских, а также славянских средневековых авторов, которые сохранились до наших времен.