Работа 3. Исследование времени зрительно-двигательной реакции у человека во время дифференцирования цвета светового сигнала
Цель работы: образовать дифференцировочное торможение и определить его влияние на условнорефлекторную деятельность.
Для работы нужен хронорефлексометр.
Ход работы. Работа является продолжением предыдущего исследования. Исследуемый получает дополнительную инструкцию: «Если на экране появится световая вспышка белого цвета, быстро отпустить кнопку, если красного — не отпускать». Исследования начинают после нескольких тренировочных попыток. Действие дифференцировочного раздражителя можно усилить, если применить его 2-3 раза подряд. Интервалы между раздражителями целесообразно изменять.
Рекомендации относительно оформления результатов работы. Длительность латентного периода рефлексов в ответ на позитивный раздражитель записать в протоколе опыта. Реакцию на тормозной раздражитель оценивать словами «правильно» или «ошибка».
В выводах отметить условия образования дифференцировочного торможения, его влияние на условнорефлекторную деятельность.
Материалы для самоконтроля
Дайте ответы на вопрос
- Если подложить утиное яйцо наседке, то вылупится цыпленок или утенок? Как он будет вести себя, или сможет плавать?
- Как произвести полезные привычки и избавиться от вредных у домашних животных, например, у собаки? Объяснить с точки зрения физиологических механизмов.
- У собаки произвели крепкий условный рефлекс, но в течение нескольких месяцев он не вызывался. Какая реакция будет на условный раздражитель? Объяснить.
- Нуждаются ли в специальной выработке натуральные условные рефлексы? Объяснить.
- Назвать виды торможения условных рефлексов, которые не нуждаются в специальных условиях выработки. Объяснить их значение.
- Почему для детей-дошкольников режимом дня предусмотрен обязательный дневной сон?
5.2 Выберите правильный ответ:
Во время спортивной эстафеты второй спортсмен побежал раньше, чем первый спортсмен передал ему эстафетную палочку. Какой вид условного торможения нарушен у второго спортсмена?
A Запаздывающее
B Дифференцировочное
C условный тормоз
D следовое
E Угасающее
Остановку троллейбуса перенесли на 100 метров. Студент опоздал на первую пару, потому что долго ожидал троллейбус на старой остановке, хотя накануне ему говорили, что ее перенесли. Какой вид условного торможения нарушен у студента?
A Запаздывающее
B Дифференцировочное
C условный тормоз
D следовое
E Угасающее
Во время футбольного матча игрок одной команды случайно забил гол в свои ворота. Какой вид условного торможения нарушен у футболиста?
A Запаздывающее
B Дифференцировочное
C условный тормоз
D следовое
E Угасающее
В эксперименте на животном производили условный мочевыделительный рефлекс: включали мигающий свет и внутривенно вводили животному значительное количество физраствора. После нескольких повторений лишь одно включение мигалки вызывало увеличение диуреза. Назовите уровень замыкания условнорефлекторных связей.
A кора головного мозга
B промежуточный мозг
C средний мозг
D продолговатый мозг
E спинной мозг
У собаки производили условный двигательный рефлекс: после включения мигающего света наносили на лапу болевое раздражение электрическим током. Условный рефлекс заключался в том, что при включении света собака поднимала лапу и размыкала электрическую цепь, опережая болевое раздражение. К какому классу условных рефлексов принадлежит данный рефлекс?
A классический искусственный защитный
B инструментальный искусственный защитный
C имитационный искусственный защитный
D инструментальный натуральный защитный
E имитационный натуральный защитный
У собаки на вид и запах мяса начинается слюнотечение. Каким является этот условный рефлекс?
A классический искусственный пищевой
B классический натуральный пищевой