О системном понимании мышления
ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИКУ
Цель данной переработки учебника для средней школы «Логика» С.Н. Виноградова и А.Ф. Кузьмина учпедгиз 1954 года в подаче материала на основе триединой системы первичных категорий бытия материя-информация-мера для открытия возможности формирования у читателей соответствующей ей логики мышления.
Рекомендуются при первом прочтении учебника не переходить сразу к комментариям в сносках, а стараться самим предвосхитить излагаемый материал и лишь затем сравнивать свои мысли с мыслями, изложенными в учебнике. В самом идеальном случае свои мысли необходимо фиксировать, например, в учебной тетрадке.
Глава I
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ
I. Логика мышления и наука логика
В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении везде и всегда необходимо правильное, т.е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное мышление. Без правильного мышления, которое на уровне сознания осуществляется с помощью образов и языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.
Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».
Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правила получения правильного построения мыслей изучается наукой логикой.
Таким образом, следует различать:
1) логику мышления – правильность порядка следования мыслей в отношении явлений, их связей и смыслов
2) науку логику[1], изучающую законы, соблюдение которых даёт правильный[2]порядок следования мыслей[3] по отношению к объективной реальности.
Кратко науку логику можно определить так:
Логика есть наука о законах построения правильных лексических форм и матриц правильного мышления при отображении образов различных процессов (то есть неразрывно существующих в них явлений, связей и смыслов) объективного мира в психику людей в виде субъективных системных моделей.
Логические законы и формы
Л о г и ч е с к и е з а к о н ы.
Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.
Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно терпит крах в любой деятельности.
Приведём пример.
Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:
— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему убеждений нет?
— Нет— и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.
Все в комнате улыбнулись и переглянулись.
Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пигасов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное.
Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях, когда одному и тому же предмету, явлению или связи приписывают взаимоисключающие свойства быть или не быть.
Логика имеет своей задачей изучение законов правильного построения мыслей и логических форм.
Логическая форма — это структура, строение наших мыслей, их общий вид.
Возьмём для примера две такие мысли:
Медь — проводник электричества.
Пшеница — растение семейства злаковых.
Каждая из этих мыслей представляет собой отражение в нашем мышлении определённых фактов действительности. Так как факты эти различны, то и содержание мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это, в обоих случаях мы видим общее строение, единую структуру (форму) этих мыслей[4].
Наука логика, исследуя логические формы, отвлекается от конкретного содержания той или иной мысли.
Рассматривая приведённые примеры, логика интересуется не свойствами меди[5] и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых[6]. Логику интересует структура мысли.
Возьмём для примера два таких рассуждения, когда в каждом из них на основе двух суждений - предпосылок, связанных друг с другом общим термином (средним), получается третье суждение-вывод, отличное по смыслу от двух исходных:
Все граждане СССР имеют право на образование Все звёзды являются раскалёнными газовыми шарами.
Мы — граждане СССР Сириус — звезда .
Следовательно, мы имеем право на образование. Следовательно, Сириус — раскалённый газовый шар.
Содержание этих двух рассуждений[7] разное, но ход мыслей в обоих примерах одинаков. В первом случае мы мыслим о нашем праве на образование, закреплённом в Конституции СССР. Во втором случае мы мыслим о структуре Сириуса, которую он имеет, как и всякая звезда.
Однако, являясь разными по содержанию, эти два рассуждения сходны между собой в отношении своего строения. Логическая форма этих рассуждений одинакова: от общего положения[8] мы идём к частному выводу[9] о предмете, свойствах или связях.
Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются в неправильные формы, то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно.
Сравним два следующих рассуждения:
Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
Город Игарка находится за полярным кругом. Ленинград не находится за полярным кругом.
Следовательно, в Игарке бывают белые ночи. Следовательно, в Ленинграде не бывает
белых ночей.
В первом случае вывод и ход рассуждений правильный. Во втором случае, несмотря на правильность исходных положений, заключение получилось ошибочным: известно, что в Ленинграде бывают белые ночи. Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неправильную логическую форму[10].
Таким образом, логика изучает лексические формы и образные матрицы мышления. Но это не значит, что логика не интересуется содержанием мышления. Изучение формы мысли вне связи с содержанием не имело бы для нас никакого смысла. Однако изучение её в связи с содержанием не означает, что мы не можем в необходимых случаях в целях изучения мысленно отвлекать эту форму.
Логические законы правильного построения мыслей, являются общечеловеческими. Это значит, что люди различных эпох и стран независимо от своей классовой и национальной принадлежности строили и строят свои рассуждения по одним и тем же логическим законам, мыслили и мыслят в одних и тех же логических формах и матрицах. Если бы не было единых и обязательных для всех людей логических законов, то люди не понимали бы друг друга.
Человеческое мышление развивается, изменяется, т. е. становится более совершенным. Но изменение форм и матриц мышления в течение длительного времени мало заметно. Логические законы обладают устойчивостью, постоянством.
О системном понимании мышления
Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом о предназначении дарованной им Богом способности мыслить. В зависимости от решения этого вопроса различаются две наиболее общие цели мышления:
1) решение возникающих перед человеком проблем только в индивидуальных или узкогрупповых своекорыстных целях;
2) решение тех же самых проблем при изживании в личной жизни и жизни общества иждивенчества и паразитизма на своём организме, близких, трудящемся большинстве и Природе в русле Промысла Бога.
Мышление – это стадия обработки информации, попавшей в психику человека, в целостном процессе её информационно-алгоритмического взаимодействия с реальностью. Этот процесс содержит ещё приём, хранение и передачу информации. Обработка информации мышлением даёт человеку свою собственную целостную картину (модель или систему) объективного мира, позволяющую ему достаточно ясно видеть причинно-следственные связи между заинтересовавшими его предметами и явлениями. Их знание открывает возможность составить поэтапный план действий, чтобы избегать, подстраиваться, воспроизводить или управлять ими при достижении намеченных человеком целей.
Ключом к пониманию того, как работают законы мышления в логике является результат его деятельности – информационно-алгоритмическая картина мира, или умозрительная модель мира, или системное представление о мире. Одно (законы мышления) не должно противоречить другому (картине мира) и оба они вместе явлениями, связям и смыслам в объективной реальности.
Система – совокупность элементов, имеющих отношения и связи как внутри себя, так и с другими элементами совокупности, окружающей средой, которые предопределяют её функциональные свойства как единого целого по отношению к собственным элементам и их подмножествам, окружающей среде.Здесь отношение внутри элемента или между элементами, окружающей средой – это существованиеили отсутствие у них определённых признаков, которыми описываются элементы совокупности[11], а связи – это следование существования других признаков при наличии данных[12]. Функциональные свойства системы, как единого целого – следование существования или отсутствия у данного множества признаков, которые имеют качественные отличия (количественные и или порядковые) от признаков элементов данного множества и или следование существования связей, которые качественно отличны от связей, характерных для исходной совокупности элементов.
Проследим процесс создания субъективной модели некоего процесса реальности для её практического применения. В первую очередь встаёт задача поиска отношений и связей[13] заинтересовавшего нас процесса с окружающей средой, при которых его функциональные свойства выходят в допустимые границы[14], которые обусловлены нашими практическими целями. И если не входят, то встает вопрос: что необходимо сделать, чтобы сдвинуть эти границы в нужном для нас направлении?
Необходимо:
1. Сначала рассмотреть исследуемый процесс, как систему из одного элемента и определить набор его признаков таким приёмом мышления как сравнение с набором эталонных процессов из окружающей среды[15].
2. Выявить все связи этого элемента с окружающей средой, наблюдая за изменениями его признаков при естественном или управляемом нами изменении признаков окружающей среды[16].
3. На основе собранных данных о процессе – признаках и их связей с окружающей средой, построить умозрительную модель-систему процесса[17] с использованием основных приёмов мышления: сравнения, анализа, абстрагирования и обобщения, синтеза которые детально будут рассмотрены далее. То есть в системной модели рассматриваемого процесса пропостулировать[18] существования некой совокупности элементов с отношениями и связями, из которых должны следовать отношения и связи выявленные в процессе наблюдения за ним, а также, и это самое важное, те отношения и связи, которые следуют из самой модели, предсказываются ею.
4. Протестировать наблюдениями или в опытах отношения и связи модели с окружающей средой при тех вариантах изменения признаков модели и окружающей среды[19] в тех диапазонах, которыепредсказываются модельюи интересны нам для достижения намеченных целей.
5. Остановиться в исследованиях, если модель позволяет достичь нужных результатов. Вернуться к пунктам 1. и 2., если мы считаем, что собрали недостаточно данных или пункту 3., если считаем, что проблема кроется в модели.
Для того, чтобы понять написанное (при этом отпадает необходимость зазубривание формулировок), рекомендуется представить себе или нарисовать на листке бумаге:
– элементы совокупности в виде различных цветных геометрических фигур;
– связи между ними в виде соединяющих кривых (отрезков) с одной стрелкой если один признак влечёт другой признак (например, синий цвет следует из наложения голубого и фиолетового) и двумя стрелками, если одни признак не могут быть без другого (например, у равных многоугольников равенство соответствующих сторон не могут быть без равенства прилегающих к ним углов);
– само множество и подмножества очерчивать замкнутыми кривыми, охватывающими выбранные Вами элементы по определённым признакам;
– связи между множеством элементов, его подмножествами и окружающей средой, как и в случае с элементами, также рисовать кривыми (отрезками) со стрелками, но для обозначения их качественного отличия от связей элементов, рисовать линии, например, сдвоенными или другого цвета. Также полезно будет задаться вопросами: чем отличается обычная толпа людей на улице от тех же самых людей, но уже в транспорте, на митинге, на работе?
При переходе от реального процесса к его мыслимой модели-системе, триединым предельно-обобщённым категориям бытия материи-информации-мере соответствуют:
– вся совокупность признаков любого элемента системы – информация о его материальной составляющей, так как она получена в результате сравнения материальной составляющей каждого элемента системы с материальными эталонами данных признаков;
– выявленные существующие связи элементов системы[20] и все объективно возможные связи элементов системы[21] дают информацию о мерной составляющей системы, так как все эти связи задают всё множество её возможных состояний при всех возможных соответствующих им признаках элементов и окружающей среды;
– все возможные функции системы позволяют нам понять идею, смысл, предназначение её существования, то есть являются информацией о сущности-смысле системы, которая снимает неопределённость о всех её возможностях воздействовать на материю системы и внешней среды при всех разрешённых связях между данными её элементами.
В заключении параграфа и главы отметим, что результат правильно организованной мыслительной деятельности[22] есть модель-система, но и само мышление, если оно логично и или диалектично – система. Так что тем, кто разобрался с тем, что такое есть системный подход к изучению процесса можно не читать дальнейшие главы, а другим рекомендуем продолжить изучение признаков, связей и функций логичного мыслительного процесса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое правильное мышление?
2. Какие два значения имеет слово «логика»?
3. Что является предметом логики?
4. Что такое система?
5. Как устанавливается связь мышления с языком, картиной мира?
6. Для чего необходимо изучать логику?
Глава II
ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ