Морфологические типы минералов, кристаллы, агрегаты.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- «Закон об образовании Российской Федерации» гот 10.07.1992г. №3266-1
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 г. Письмо «об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. № 03-296
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Положение о работе кружков МБОУ «СОШ №20», утвержденное 31.08.2010 г.
- Положение о ведении документации руководителями кружков и секций МБОУ «СОШ №20», принятое на педагогическом совете от 31.08.2010.
- Программа геологического кружка построена на основе авторской Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П.Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Авторская Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г. и собственных наработок тем.
В школьной программе отсутствуют многие науки: астрономия, геология, а именно они закладывают основы естествознания. Поэтому нарушается гармоничность и целостность восприятия учащимися основ мироздания и представления о планете, на которой мы живём. Геология – одна из фундаментальных наук естественного цикла, изучающая строение Земли, вещественный состав земной коры и различные протекающие на ней процессы. Роль геологии в жизни современного общества определяется её практическим значением для экономики страны, которое заключается в расширении баз необходимых для развития промышленности минерально- сырьевых ресурсов. Россия – добывающая страна, является лидером по добыче всех основных полезных ископаемых. Поэтому изучая основы геологии, учащиеся получают возможность получить представления о многих специальностях, необходимых в современных рыночных отношениях. Курс рассчитан на 8-9 классы. Дополнительные занятия позволят учащимся расширить эрудицию и сформировать знания по основам геологии. Основными разделами данной программы являются: «Происхождение и строение земли», «Геологические процессы», «Минералы», « Горные породы», « Полезные ископаемые», «Наш геологический музей».
Внедрение данной программы в школьный курс позволяет решить задачи совместной коллегии министерства образования и министерства природных ресурсов РФ о разработке концепции геологического образования.
Несомненно, изучение геологии позволит получить фундаментальные знания не только будущим геологическим специальностям, но и пригодятся специалистам разнообразных профессий, имеющих отношение к физики, химии, экологии и природопользованию, географии
Цели курса:
§ Расширение кругозора учащихся.
§ Углубленное изучение тем, связанных с геологией.
§ Формирование устойчивого интереса к наукам Земли.
Занятия в кружке должны вырабатывать следующие умения и навыки:
1. Различать горные породы, минералы, полезные ископаемые своего края.
2. Самостоятельно зарисовывать, описывать обнажение горных пород, составлять коллекции.
3. Читать геологические карты.
4. Работать с научной-популярной литературой, справочниками.
5. Вести пропаганду геологических знании в школе.
6. Оформлять геологические выставки.
Задачи курса:
· изучение основ геологической науки;
· формирование умения работы с различными источниками геологических знаний и геологическими приборами;
· закрепление и развитие у учащихся мотивации к изучению предмета «Геология» или ее дисциплин;
· создание на занятиях ситуации успеха для каждого учащегося;
· выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;
· воспитание патриотические чувства к своей Родине, бережного отношения к ее природным богатствам.
Данный курс носит познавательный, научно – исследовательский характер. Спланированы теоретические занятия и практикумы. Он носит межпредметный и внутрипредметный характер, так как в процессе комплексного геологического описания территории предусматривается изучение различных областей геологии, расширение и углубление знаний физической географии, экологии, биологии, исторического краеведения.
Формы работы:лекция, семинар, конференция, творческие работы, проектная деятельность, анализ карт, схем, таблиц, практическая работа с образцами горных пород и минералов , экскурсии ( музей города и окрестности города ).
Занятия предполагают реализацию индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, широкое использование наглядности ( схемы, карты, коллекции минералов и горных пород, видеофильмы ).
Оборудование
1. Коллекция минералов, разделенная на группы либо по химическому составу (окислы, сульфаты ит.д.), либо по их использованию (строительные материалы, руды, используемые в металлургии, поделочные камни и др.), либо по месту нахождения.
2. Коллекция горных пород, разделенная на группы по условиям образования:
-породы магматические (интрузивные и эффузивные);
-осадочные горные породы (механические, химические и органогенные);
-метаморфические горные породы.
3. Коллекция руководящих ископаемых (кишечнополостные, плеченогие (брахиоподы), моллюски, иглокожие и др.) своего края.
4. Слайды, видеофильмы, диски.
В соответствии с концепцией учебного плана, программа курса рассчитана на34 часа в год, 1 час в неделю. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план
№ | темы | часы |
1. | Вводное занятие. Подготовка к геологической олимпиаде. | |
2. | Наука геология: её ветви, история. | |
3. | Минералы и горные породы. | |
4. | Изучение обнажений. Их описание. | |
5. | Наука гидрология. | |
6. | Изучение гидрологических объектов. | |
7. | Шлиховое опробование. | |
8. | Обработка полученных результатов. | |
9. | Изучение горных пород и минералов своей местности. | |
10. | Гидрографическое описание реки. | |
11. | Молодой следопыт – геолог. | |
12. | Ориентирование на местности. | |
13. | Шагомерное определение расстояний. | |
14. | Юный геолог в походных и полевых условиях. | |
15. | Агитационная постановка. | |
16. | Итоговые занятия. |
Календарно-Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | ||||||
теория | практика | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту. | |||||
Тема 1. Земля – частица Вселенной - 3 ч. | ||||||||
1. | Образование Вселенной | |||||||
2. | Образование Солнечной системы | |||||||
3. | Планеты солнечной системы. | |||||||
Тема 2. Планета Земля, ее строение, состав и история развития - 3 ч. | ||||||||
4 (1) | Образование, строение и состав Земли. | |||||||
5(2) | Земная кора и ее состав. | |||||||
6(5) | Периодизация истории Земли | |||||||
Тема 3. Минералы - 8ч. | ||||||||
7(1) | Царство минералов. Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы. | |||||||
8(2) | Морфологические типы минералов, кристаллы, агрегаты. | |||||||
9(3) | Физические свойства минералов. Цвет. Цвет черты. Блеск. | |||||||
10(4) | Физические свойства минералов. Твердость. Спайность. Излом. Плотность. | |||||||
11(5) | Физические свойства минералов. Ковкость и хрупкость. Гибкость. Магнитность. Вкус. Горючесть. | |||||||
12(6) | Где и как образуются минералы. Метаморфические процессы минералообразования. | |||||||
13(7) | Экзогенное минералообразование. | |||||||
14(8) | Классификация минералов. | |||||||
Тема 4. Горные породы - 5 ч. | ||||||||
15(1) | Горные породы. Структура и текстура горных пород. | |||||||
16(2) | Классификация горных пород. Формы залегания. | |||||||
17(3) | Магматические горные породы. Происхождение. Состав. Классификация. | |||||||
18(4) | Осадочные горные породы. Происхождение. Состав. Классификация. Осадочные горные породы Татарстана. | |||||||
19(5) | Метаморфические горные породы. | |||||||
5. Геологические процессы – 14 ч. | ||||||||
20(1) | Геологические процессы. | |||||||
21(2) | Разрывные нарушения горных пород. | |||||||
22(3) | Землетрясения. | |||||||
23(4) | Магматизм. | |||||||
24(5) | Эффузивный магматизм – вулканизм | |||||||
25(6) | Метаморфизм. | |||||||
26(7) | Экзогенные геологические процессы. | |||||||
27(8) | Геологическая деятельность ветра. | |||||||
28(9) | Геологическая деятельность поверхностных текучих вод | |||||||
29(10) | Геологическая деятельность речных потоков. | |||||||
30(11) | Геологическая деятельность подземных вод. | |||||||
31(12) | Карстовые процессы. | |||||||
6. Сокровища земных недр – 3 ч. | ||||||||
32(1) | Полезные ископаемые. | |||||||
33(2) | Полезные ископаемые России | |||||||
34(3) | Полезные ископаемые Татарстана | |||||||
Итого: | ||||||||
Содержание программы.
1. Земля – частица Вселенной – 2 часа
Образование Вселенной.
Теории зарождения Вселенной. Представление о Вселенной, Галактиках.
1.2. Образование Солнечной системы.Солнечная система, ее строение.
1.3. Планеты Солнечной системы.Планеты. Спутники планет. Кометы. Метеориты. Астероиды. Значение изучения планет для познания истории развития Земли.
Планета Земля, ее строение, состав и история развития - 3 часа
2.1. Образование, строение и состав Земли.Теории происхождения Земли. Размеры Земли. Земные оболочки.
2.2. Земная кора и ее состав.Внутреннее строение Земли.
2.3. Периодизация истории Земли.Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала.
Практическая работа 1. Изучение коллекции древних органических остатков.
3. Минералы – 8 часов.
3.1.Царство минералов.Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы.
Морфологические типы минералов, кристаллы, агрегаты.
Практическая работа 2. Работа с коллекциями минералов.
3.3. Физические свойства минералов. Цвет. Цвет черты. Блеск.
Практическая работа 3. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.
3.4. Физические свойства минералов. Твердость. Спайность. Излом. Плотность.
Практическая работа 4. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.
3.5. Физические свойства минералов. Ковкость и хрупкость. Гибкость. Магнитность. Вкус. Горючесть.
Практическая работа 5. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.
3.6. Где и как образуются минералы. Метаморфические процессы минералообразования.
3.7. Экзогенное минералообразование.
Классификация минералов.
Практическая работа 6. Работа с коллекциями минералов.
4. Горные породы – 5 часов.
4.1.Горные породы. Структура и текстура горных пород.
Практическая работа 7. Работа с коллекциями горных пород по определению их структуры и текстуры.
4.2.Классификация горных пород. Формы залегания.
Практическая работа 8. Экскурсия на геологическое обнажение. Приемы работы с горным компасом.
4.3. Магматические горные породы. Происхождение. Состав. Классификация.
Практическая работа 9. Работа с коллекцией магматических горных пород.
4.4. Осадочные горные породы. Происхождение. Состав. Классификация.
Осадочные горные породы Татарстана.
Практическая работа 10. Изучение осадочных горных пород.
4.5. Метаморфические горные породы.
Практическая работа 11. Работа с коллекцией метаморфических горных пород.
5. Геологические процессы – 12 часов.
5.1. Геологические процессы. Эндогенные геологические процессы. Колебательные движения земной коры. Классификация. Примеры современных поднятий и опусканий. Методы изучения современных и новейших тектонических движений: исторический, геодезический, геоморфологический, геологический.
5.2. Разрывные нарушения горных пород. Классификация: сбросы, сдвиги, надвиги, взбросы, покровы, шарьяжи. Понятие о глубинных разломах и их роли в развитии земной коры. Связь полезных ископаемых с разрывными тектоническими движениями.
5.3. Землетрясения. Землетрясения как отражение интенсивных тектонических движений земной коры и разрядки напряжений. Географическое распространение. Гипоцентр., эпицентр, очаг землетрясений. Классификация. Методы изучения: сейсмические станции, сейсмографы, сейсмограммы, акселерографы. Проблема прогноза землетрясений.
5.4. Магматизм. Две формы магматизма. Понятие о магме. Интрузивный магматизм. Типы интрузий, их формы, размер, состав и взаимодействие с вмещающими породами (батолиты, лакколиты, лополиты, штоки, дайки, жилы, пластовые интрузии – силы).
5.5. Эффузивный магматизм – вулканизм. География современного вулканизма. Продукты их извержения. Типы вулканов по строению и характеру извержения. Поствулканические явления: фумаролы, сольфатары, мофетты, гейзеры, термальные источники. Значение магматизма в формировании земной коры.
5.6. Метаморфизм. Понятие о данном процессе. Основные факторы метаморфизма: температура, давление, химические активные вещества. Основные типы метаморфизма.
5.7. Экзогенные геологические процессы. Общее представление о процессах выветривания.
5.8. Геологическая деятельность ветра. Эоловые процессы: дефляция(выдувание и развеивание), корразия, перенос и аккумуляция. Формы песчаного рельефа пустынь. Лесс, его происхождение. Типы пустынь. Современные процессы опустынивания.
Практическая работа 12. Экскурсия на геологическое обнажение по изучению геологической деятельности ветра.
5.9. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Эрозия и площадный смыв. Перенос обломочного материала. Сели, их образование и борьба с ними.
Практическая работа 13. Экскурсия на геологическое обнажение по изучению геологической деятельности поверхностных текучих вод.
5.10. Геологическая деятельность речных потоков. Типы рек по питанию Режим рек: межень, паводок, половодье. Эрозия донная и боковая. Меандры и их происхождение. Аккумулятивная деятельность реки. Строение поймы.Устье: дельты, эстуарии, лиманы. Значение и охрана рек.
Практическая работа 14. Экскурсия на реку.
5.11. Геологическая деятельность подземных вод. Происхождение подземных вод. Верховодка, почвенные, грунтовые, межпластовые, безнапорные и напорные (артезианские подземные воды. Их классификация по химическому составу, температуре воды, происхождению.
5.12. Карстовые процессы.Возникновение карста и развитие. Картующиеся горные породы. Формы карста: кары, поноры, воронки, котловины, полья, пещеры. Значение карста.
6. Сокровища земных недр – 3 часа.
6.1. Полезные ископаемые.Понятие о полезных ископаемых. Классификация. История горнорудного промысла.
6.2. Полезные ископаемые России.Классификация. География полезных ископемых России.
Практическая работа 15. Анализ карты «Минеральные ресурсы России».