Для студентов зочной формы обучения
№№ п/п | Разделы (темы ) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов | ||||
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий | ||||
Тема 2. Суждение. Классификация суждений и вопросов | ||||
Семинар 1. Суждение. Виды и отношения между суждениями (Интерактивная форма проведения занятия) | ||||
Тема 3. Законы логики | ||||
Тема 4. Умозаключение и его значение для юриста | ||||
Семинар 2. Простой категорический силлогизм. | ||||
Тема 5. Аргументация в работе юриста Доказательство и опровержение как составные части аргументации | ||||
Тема 6. Формы развития знаний | ||||
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез | ||||
ВСЕГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для студентов зочно-сокраценной (на базе СПО) формы обучения
№№ п/п | Разделы (темы ) дисциплины дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
Вводная тема: Логика как наука и ее роль в деятельности юристов | ||||
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий | ||||
Тема 2. Суждение. Классификация суждений и вопросов | ||||
Семинар 1. Суждение. Виды и отношения между суждениями (Интерактивная форма проведения занятия) | ||||
Тема 3. Законы логики | ||||
Тема 4. Умозаключение и его значение для юриста | ||||
Семинар 2. Простой категорический силлогизм. | ||||
Тема 5. Аргументация в работе юриста Доказательство и опровержение как составные части аргументации | ||||
Тема 6. Формы развития знаний | ||||
Тема 7. Специфика следственных и судебных версий и гипотез | ||||
ВСЕГО: |
ПРОГРАММА
Вводная тема. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Роль языка в познании.
Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Понятие формально-логического закона. Правильные и неправильные умозаключения. Установление неправильности рассуждений методом нахождения контрпримеров. Формальная логика как наука. Диалектическая логика.
Основные этапы формирования логической науки. Символическая логика. Логика традиционная и современная.
Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности рассмотрения, конкретности, всесторонности рассмотрения, историзма. Особенности изучения логики.
Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики: синтаксис (синтактика), семантика, прагматика.
Учение логики об именах. Понятие имени. Смыл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов.
Логические и дескриптивные термины. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций.
Язык логики высказываний. Специфика языка права. Понятие юридического термина. Способы введения юридических терминов.