Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Семестр | Объем в часах по видам учебной работы | Формы контроля успеваемости | |||||
Всего | Л | ПЗ | С | ЛР | СРС | ||||
Логика, ее предмет и значение. | — | — | оценка | ||||||
Понятие как форма мышления. | — | — | оценка | ||||||
Суждение как форма мышления. | — | — | оценка | ||||||
Основные формально-логические законы. | — | — | оценка | ||||||
Умозаключение как форма мышления. | — | — | оценка | ||||||
Логические основы теории аргументации. | — | — | оценка | ||||||
Итого | — | — | экзамен |
Лекции
Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость
Тема лекции | Содержание | Количество часов |
Логика, ее предмет и значение. | Общее понятие логики. Понятие логической формы и логического закона. Понятие формальной логики. Значение логики. Общее понятие языка. Естественные языки и искусственные. Искусственный язык логики как науки. | |
Понятие как форма мышления. | Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Язык круговых диаграмм. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Ограничение и обобщение понятий. Виды понятий: общие, единичные, понятия с нулевым объемом и универсальным объемом; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные. Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми понятиями. Виды отношений между несовместимыми понятиями. Операции над классами (объемами понятий): сложение, умножение, образование дополнения. Деление понятий. Виды деления. Правила деления. Ошибки в делении. Определение понятия. Виды определений. Правила явного определения. Ошибки в определении. | |
Суждение как форма мышления. | Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды суждений: суждения существования, суждения об отношениях, атрибутивные суждения. Состав и структура простого атрибутивного суждения. Виды простых атрибутивных суждений по качеству и количеству. Отношения терминов суждения по объему, их круговые схемы. Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении. Отношения простых атрибутивных суждений по истинности. Сложные суждения. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок. Таблица истинности логических связок. Табличное определение истинности сложных суждений. | |
Основные формально-логические законы. | Понятие о логическом законе. Сфера действия законов формальной логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. | |
Умозаключение как форма мышления. | Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, правдоподобные и умозаключения по аналогии. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых атрибутивных суждений и выводы из сложных суждений. Непосредственные умозаключения: превращение и обращение. Простой категорический силлогизм (ПКС). Определение и состав ПКС. Фигуры ПКС. Общие правила ПКС. Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы. Выводы из сложных суждений: условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные умозаключения. Правдоподобные умозаключения, их определение и основные виды. Полная индукция и ее разновидности. Неполная индукция: популярная и научная. Умозаключения по аналогии. | |
Логические основы теории аргументации. | Понятие доказательства. Строение доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Правила доказательства. Виды доказательств: прямые и косвенные. Понятие опровержения. Опровержение тезиса и опровержение доказательства. | |
ИТОГО |
1.3.3. Практические занятия/Семинары
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 часа)
Задача
Кондратьев, Давыдов и Фёдоров живут на нашей улице. Один из них работает плотником, другой маляром, а третий – водопроводчиком. Недавно маляр хотел попросить плотника починить дверь в своей квартире, но ему сказали, что водопроводчик уже попросил плотника отремонтировать ему дом.
Водопроводчик старше маляра. Давыдов старше Кондратьева. Фёдоров никогда не слышал о Давыдове.
Построить правильное рассуждение, устанавливающее фамилии маляра, плотника и водопроводчика.
М – маляр,
П – плотник,
В – водопроводчик,
К – Кондратьев,
Д – Давыдов,
Ф – Фёдоров,
с – слышал о…
> – старше
М | П | В | МсП | МсВ | ПсВ | ВсП | Ф¢Д | Д>К | В>М |
Ф Ф Д Д К К | Д К Ф К Д Ф | К Д К Ф Ф Д | – + + + + + | – + + + + | + + + – | + + – | + + | + + | – + |
Ф ¢ Д Ф ¢ Д
М с П М с В
В с П П с В
Д ≠ П Д ≠ В Д = П v В v М
В > Д > К
В > М > П
К = П
Д = М
К = П
Ф = В
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2(2 часа)
задание | решение |
Задача № 1 В заданном списке признаков выделить признаки, которые входят в содержание заданного понятия. А ≡ плакат 1) цветной настенный рисунок на бумаге; 2) большой формат; 3) отпечатанный в типографии; 4) снабжённый агитационным или рекламным текстом. А ≡ преступление 1) общественная опасность деяния; 2) совершённое дееспособным гражданином; 3) предусмотренное уголовным законодательством; 4) посягающее или на общественный строй, или на чужую собственность, или на личность, или на права граждан; 5) наказываемое лишением свободы. А ≡ карандаш 1) продукт промышленного производства; 2) наличие твёрдого пишущего стержня; 3) наличие деревянного корпуса; 4) способность оставлять след на бумаге; 5) иметь длину не менее 5-ти см.; 6) быть товаром. А ≡ вертолёт 1) воздушное транспортное средство; 2) имеет кабину для пассажиров и грузовой отсек; 3) имеет систему управления; 4) имеет несущий винт; 5) имеет двигатель внутреннего сгорания; 6) имеет команду из двух пилотов. Задача № 2 Двумя ударами топора рассечь подкову на 6 (шесть) частей, не передвигая рассечённых деталей. | ─ ─ ─ + + + + ─ ─ ─ + ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)
условие | решение | |||||||||||||||||
Задача № 1 Обобщить и ограничить заданные понятия А ≡ прокурор А ≡ преступление А ≡ партия А ≡ учебник Задача № 2 В виде круговых схем изобразить отношение объёмов заданных понятий. А ≡ университет В ≡ университетский факультет А ≡ женщина В ≡ дочь А ≡ глава государства В ≡ президент С ≡ президент США А ≡ женщина В ≡ жена С ≡ бабушка D ≡ внучка | Обобщить понятие – это значит заданное понятие подвести под более широкое по объёму понятие. Ограничить понятие – это значит от заданного понятия перейти к более узкому по объёму понятию. B A C В ≡ юрист С ≡ районный прокурор В ≡ правонарушение (наказуемое деяние) С ≡ кража В ≡ добровольное объединение людей С ≡ коммунистическая партия В ≡ книга С ≡ учебник по литературе А В А, В А С В А, D
В С |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (2 часа)
условие | решение |
Задача № 1 Правильно ли заданное деление объёма понятия? Если не правильно, то назовите правило, которое нарушено. А ≡ наука А1 ≡ естественная наука; А2 ≡ техническая наука; А3 ≡ гуманитарная наука А ≡ территория России А1 ≡ зона северных флор; А2 ≡ зона южных флор. А ≡ приговор А1 ≡ обвинительный приговор; А2 ≡ оправдательный приговор; А3 ≡ несправедливый приговор. А ≡ общество А1 ≡ рабочие; А2 ≡ крестьяне; А3 ≡ интеллигенция. Задача № 2 Правильно ли заданное определение понятия? Если не правильно, то назовите правило, которое нарушено. Краткость – это сестра таланта; Планета – это небесное тело, вращающееся вокруг солнца; Гротеск – это изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; Фильтрование – это процесс разделения с помощью фильтра; Театр – это здание неиспользуемое для жилья. Задача № 3 Какое из заданных определений вы считаете верным? Понятие – это мысль, отражающая свойства предметов; Понятие – это высшая форма мысли, отображающая свойства предметов; Понятие – это мысленное отображение предметов в форме единства их общих и существенных признаков; Понятие– это форма мышления, отображающая общие, основные и отличительные признаки предметов. | Деление объёма понятия – это исчерпывающее разделение заданного понятия на части (подмножество элементов). ─, нарушено правило соразмерности. Не хватает элемента математическая наука. ─, это не деление объёма, а деление предмета на части. ─, 1) нарушено правило одного основания; 2) нарушено правило взаимного исключения членов деления; 3) нарушено и то, и другое. ─, это не деление объёма, а деление предмета на части. ─ нарушено правило ясности и чёткости ─ нарушено правило соразмерности + ─ нарушено правило нетавтологичности ─ нарушено правило соразмерности ─ нарушено правило соразмерности ─ нарушено правило соразмерности ─ нарушено правило соразмерности + |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (4 часа)
условие | решение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача № 1 Какое из заданных предложений выражает суждение? 1. Наполеон никогда не был французским императором; 2. 3. Чему равно расстояние от земли до Луны? 4. Граждане! Не нарушайте правил уличного движения! 5. Солдаты! Не Москва ль за нами ?! 6. Это рассуждение является неправильным. Задача № 2 К какому роду суждений относятся заданные суждения? 1. Суждения существования – С; 2. Суждения об отношениях – О; 3. Атрибутивные суждения – А. 1. Ускорение научно-технического прогресса является рычагом повышения эффективности производства. 2. Существует обширная литература о творчестве Чехова. 3. Конституция РФ является основным законом страны. 4. Комната матери и ребёнка есть при каждом железнодорожном вокзале Москвы. 5. Насилие является постоянным спутником милитаризма. 6. Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого. Задача № 3 1. К какому виду простых атрибутивных суждений относятся заданные суждения? 2. В виде круговых схем выразить отношение терминов суждения по объёму. 3. Установить распределённость или нераспределённость терминов суждения. 1. Некоторые осуждённые к лишению свободы являются рецидивистами. 2. Незаконная сделка является недействительной. 3. Некоторые прямоугольники являются квадратами. 4. Некоторые сенаторы США не являются сторонниками мира 5. Некоторые сторонники мира являются русскими писателями. 6. Всего лишь 4-е студента 8-ой группы не являются донорами. | Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Утверждается или отрицается только в предложении. + - - + + А С А С А О -P +s А = Общее утвердительное (Все киты явл. млекопитающими) Ао = Общеутвердительное +S,+P определительное (Квадрат есть ромб с равными углами) Iв = Частноутвердительное -S +P выделительное (Нек. юристы яв. судьями) -S -P I = Частноутвердительное (Нек. журналисты яв. отличниками)
+S + P E = Общее отрицательное (Ни один журналист не яв. математ)
-S +P О = Частное отрицательное (Нек. юристы не яв. судьями)
-S +P О = Частное отрицательное (Нек. журналисты не яв. отличниками)
A, Aо º Все S явл. P I, Iв º Нек. S явл. P E º Ни одно S не явл. P О º Нек. S не явл. P Iв -S +p А -p +s Iв -S +p О -S +P I -S -P О -S +P |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (2 часа)
условие | решение |
Задача № 1 Из заданных субъекта и предиката с указанной их распределённостью составить правильное суждение. 1. – S º русский феодал; – P º сторонник преобразований Петра I. 2. – S º несправедливая война; + P º успешный 3. – S º аксиома; + P º очевидная истина 4. – S º удовольствие; – P º пагубный Задача № 2 Установить, какие из заданных суждений являются выделяющими. 1. Некоторые военные являются артиллеристами; 2. Некоторые физики являются нобелевскими лауреатами; 3. Некоторые млекопитающие являются китами; 4. Некоторые пьесы являются стихотворными произведениями. Задача № 3 Установить логический смысл сложного высказывания. Выразить его структуру символически. 1. Если Москва является столицей РФ, то Лондон является столицей Великобритании; 2. Солнце опустилось за горизонт, а в лесу ещё светло; 3. Если в следующее воскресенье не будет дождя и я буду здоров, то я пойду в лес и буду собирать грибы; 4. Вы ещё в опасности: рана может открыться; 5. Парфёну Дмитричу то ли грозили убытки, то ли предстояли барыши; 6. Предполагалось отдать Серёжу в гимназию, а, следовательно, познакомить его хоть с первыми основами древних языков; 7. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. | I. Некоторые русские феодалы являются сторонниками преобразований Петра I. О. Некоторые несправедливые войны не являются успешными. О. Некоторые аксиомы не являются очевидными истинами. I. Некоторые удовольствия являются пагубными. + – + – p º Москва является столицей РФ q º Лондон явл. столицей Великобритании pÙq – конъюнкция p º Солнце опустилось за горизонт q º в лесу ещё светло pÙq – конъюнкция p º в следующее воскрес. не будет дождя q º я буду здоров r º я пойду в лес s º буду собирать грибы (pÙq) ® (rÙs) p º вы в опасности q º рана может открыться q ® p – импликация p º П. Д. грозили убытки q º П. Д. предстояли барыши pÚq – дизъюнкция p º предполагалось отдать Сер. в гимназию q º познакомить с первыми основами др. яз. p ® q – импликация p º это не смешно q º это грустно q ®Øp – импликация (Если грустно, то не смешно) |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (2 часа)
условие | решение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача № 1 Установить, правильно ли заданное умозаключение? Все студенты являются учащимися Нек. учащиеся явл. студентами Задача № 2 Сделать вывод из заданной посылки методом обращения. Кажд. челов. явл. разумн. существом ? Люди не являются марсианами ? Задача № 3 Правильно ли заданное обращение? Ромен Ролан яв. выдающимся писат. Нек. выдающ. писат. яв. Роменами Р. Задача № 4 Сделать вывод из заданной посылки по методу превращения Берёз. роща не яв. смешанным лесом ? Задача № 5 Установить, правильно ли заданное превращение? Нек. правонаруш. яв. несовершеннол. Нек. правонар. не яв. несовершеннол. |
SaP -P +S правильно PiS
SaоP +S,+P ? Кажд. челов. явл. разумн. существом Все разумн. существа явл. людьми
SеP +S +P ? Люди не являются марсианами След. марсиане не явл. людьми
SaP -P +S правильно PiS
SеP ? Берёз. роща не яв. смешанным лесом Всякая берёз. роща яв. несмешан. лесом.
SiP неправильно SoP Нек. правонаруш. яв. несовершеннол. Нек. правонар. не яв. ненесовершенн. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)
условие | решение |
Задача № 1 Установить, правилен ли заданный силлогизм? Если неправилен, назовите правило, которое нарушено: Все металлы являются химическими элементами. Сера не является металлом. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Сера не является химическим элементом. Некоторые люди являются юристами. Семёнов является человеком. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Семёнов является юристом Все планеты являются небесными телами. Луна не является планетой. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Луна не является небесным телом. Некоторые врачи являются кардиологами. Все участники конференции являются врачами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые участники данной конференции являются кардиологами. Задача № 2 Восстановить заданный сокращённый силлогизм до полного: Данная наука является гуманитарной, потому что она не является естественной. | А Все + М явл. – Р Е Все + S не явл. + М ¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Е Все + S не явл. + Р Силлогизм неверен. Нарушено правило крайнего термина. Iв Нек. – М явл. + Р А Все + S явл. – М ¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ А Все + S явл. – Р Нарушено правило среднего термина; Нарушено правило частной посылки. А Все + М явл. – Р Е Все + S не явл. + М ¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Е Все + S не явл. + Р Нарушено правило крайнего термина. Iв Нек. – М явл. + Р А Все + S явл. – М ¯¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ I Нек. – S явл. – Р Нарушено правило среднего термина. Ни одна гуманитарная наука не является естественной. Данная наука является гуманитарной. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Данная наука не является естественной Е Все + М не явл. + Р АВсе + S явл. – М Е Все + S не явл. + Р |