Накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения

Объем

Сроки.

Составляется и рабочий план:

- обоснование выбора темы

- краткая информация о ее современном состоянии

- развернутая характеристика целей, задач исследования

- изложение гипотезы, выдвигаемой исследователем

- мотивировка выбора методов и объектов исследования.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы.

А) Под актуальностью исследования понимается степень ее важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса.

Важность предпринимаемого исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи.

Из чего конкретно складывается актуальность?

Актуальность обычно состоит из показа задач, стоящих перед исследователем. Это и то, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: изучить…, выявит…, разработать…, экспериментально проверить…» и т.д.

Формулировки задач исследования необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследовательской работы.

На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще как несогласованность, несоответствиемежду какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике. Формулировать противоречие можно так: «Без знания… сейчас невозможно…В то же время…до сих пор не разработаны…» и т.п.

На основании выявленного противоречия формируется проблема. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они в большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Т.о., проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е.с положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Типичный порядок действий, необходимых для постановки проблемы:

Прежде всего надо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата:

- «расщепить» проблему на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос

- сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему

- ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Для оценки проблемы следует произвести следующие действия:

- выявить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т.д.

- проверить наличные возможности и предпосылки

- выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы

- найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой.

Для обоснования проблем надо:

- установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами

- привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения

- постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет.

Б) Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.

После объекта формулируется предмет исследования. Под предметом понимается то, что находится в границах объекта (признак объекта).

При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цельисследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.

Формулировки цели исследования обычно начинаются словами «разработать методику (модель, критерии, требования, основы и др.)», «обосновать что-либо», «выявить что-либо» и т.п.

Неточность формулирования цели исследования возникает, когда определение намеченного научного результата исследователи подменяют целями практическими. Например, «Повышение эффективности процесса получения…»-это не цели научного исследования. Это не основная цель, а одна из задач, способствующая практической значимости.

После формулировки объекта, предмета и цели исследования строится гипотеза для объяснения каких-либо явлений. Она направлена на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого.

Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Гипотеза отличается от догадки. Предположение в гипотезе вырастает из многообразного фактического материала, в то время как догадка делается без достаточного основания.

В своем развитии гипотеза проходит 3 стадии:

накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения

Наши рекомендации