Тема 5. Дедуктивные выводы из сложных суждений
Вариант 1.
1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:
а) Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.
2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
а) брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи невозможно. Следовательно...
б) обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер. Следовательно…
3. Сделать вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
а) приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор.
б) правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение ¾ проступок. Следовательно...
4. Определить вид дилеммы, сделать вывод, постройте его схему:
а) Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного места жительства нет сведении о месте его пребывания в течение трех лет, или он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих его гибели, от несчастного случая, в течение шести месяцев, О гражданине Петрове или в течение трех лет нет сведений о место его постоянного места жительства или он пропал без вести при указанных обстоятельствах и о нем нет сведений в течение шести месяцев. Следовательно...
Вариант 2.
1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:
а) обмен жилыми помещениями будет признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат переселению в ранее занимаемые площади.
2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
а) если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения изменились. Следовательно...
б) договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако договор заключен не будет. Следовательно…
3. Сделать вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
а) доказательство бывает прямым или косвенным. Это не прямое доказательство. Значит...
б) выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается. Данная гипотеза доказана, значит...
4. Определить вид дилеммы, сделать вывод, постройте его схему:
а) если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения, семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться.
б) чтобы попасть на этой неделе в Москву на конференцию по проблемам экологического права, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось. Значит...
Вариант 3.
1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:
а) если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды могут размыть дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты останутся без подвоза сырья и продовольствия.
2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
а) если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал.
б) люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна. Задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна.
3. Сделать вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
а) Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение ¾ проступок.
б) Доказательство бывает прямым или косвенным. Это не прямое доказательство.
4. Определить вид дилеммы, сделать вывод, постройте его схему:
а) если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.
б) во время пожара некто рассуждает так: «Если я пойду по лестнице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то разобьюсь. Я не пойду по лестнице или не выпрыгну из окна. Следовательно, я не сгорю или не разобьюсь».
Вариант 4.
1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:
а) если в питании человека не хватает кальция, то организм берет его из костей. Если кальций вымывается из костей, то кости становятся хрупкими. Если кости хрупкие, то возможны переломы.
2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
а) человеку, желающему заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, непростительно не изучать логику. Н. хочет заниматься умственным трудом.
б) если дует попутный ветер, то лодка идет быстро. Попутного ветра не было.
3. Сделать вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
а) Иванов мог получить на экзамене «отлично» или «хорошо». Иванов не получил «отлично».
б) пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия.
4. Определить вид дилеммы, сделать вывод, постройте его схему:
а) Если Иванов совершил кражу личного имущества, то в соответствии с частью первой статьи 1444 УК он наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок. Однако Иванов не может быть наказан лишением свободы или исправительными работами на указанный срок.
б) Если у больного грипп, то рекомендуется обратиться к врачу. Если у больного острое респираторное заболевание, то рекомендуется обратиться к врачу. У данного больного грипп или ОРЗ.
Вариант 5.
1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:
а) родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и т.п.). Размеры участия в таких расходах определяются судом с учетом материального и семейного положения родителей.
2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
а) если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эту бутылку не выносили на мороз.
б) если высказывание не подтверждено фактами, оно не убедительно. Ваше высказывание не подтверждено фактами.
3. Сделать вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
а) данное ДТП могло случиться по причине плохой видимости, скользкой дороги или алкогольного опьянения пешехода. Дорога была не скользкая.
б) животные бывают позвоночными и беспозвоночными. Эти животные беспозвоночные.
4. Определить вид дилеммы, сделать вывод, постройте его схему:
а) если человек болен сыпным тифом, то на 4-6 день болезни у него будет высокая температура и появится сыпь. У больного нет высокой температуры или нет сыпи.
б) если я оставлю взрывчатку в этом здании, то может пострадать множество людей, если я вынесу, то могу пострадать сам. Я могу оставить взрывчатку в здании или вынести ее.