Методические рекомендации №5. 2. Цель:научить проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с развитием опухолей.
1. Тема: Опухоли.
2. Цель:научить проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с развитием опухолей.
Задачи обучения
• изучить патогенетические звенья канцерогенеза;
• охарактеризовать злокачественные и доброкачественные опухоли;
• объяснить механизм трансформации нормальной клетки в опухолевую.
Основные вопросы темы
1. Цито- и гистодифференциация.
2. Этиология опухолевого роста.
3. Патогенетические механизмы канцерогенеза.
4. Механизмы бласттрансформации соматических клеток.
5. Атипизм трансформированных клеток.
6. Механизмы опухолевой прогрессии.
7. Пути опухолевой экспансии.
8. Взаимоотношения организма и опухоли.
9. Механизмы противоопухолевой защиты организма.
5. Методы обучения и преподавания:TBL
6. Литература:смотрите приложение №1.
Контроль
Тесты
1. Впервые доказали в эксперименте роль химических веществ в этиологии опухолей ... .
А) Л.А.Зильбер
В) Раус
С) Бантинг и Бест
Д) Шоуп
Е) Ямагива, Ишикава
2. Впервые доказал в эксперименте роль вирусов в этиологии опухолей ... .
А) Л.М.Шабад
В) Ишикава
С) Раус
Д) Ямагива
Е) Л.А.Зильбер
3. Вторая стадия канцерогенеза называется … .
А) инициацией
В) синканцерогенезом
С) промоцией
Д) проканцерогенезом
Е) коканцерогенезом
4. К эндогенным химическим канцерогенам относится ... .
А) ароматические углеводороды
В) свободные радикалы кислорода и оксид азота
С) нитрозамины
Д) аминоазосоединения
Е) простые химические соединения
5. Упрощение химического состава опухолевой ткани называется ... .
А) дисплазией
В) усложнением
С) конвергенцией
Д) гипертрофией
Е) анаплазией
Ситуационная задача
У больного Ю. после физической нагрузки внезапно появилось чувство страха, головокружение, тахикардия. АД 270/165 мм рт. ст. При УЗИ и рентген-исследовании надпочечников обнаружена опухоль мозгового вещества – феохромоцитома.
Вопросы
1. К каким опухолям относится феохромоцитома?
2. С чем связано состояние больного?
Кредит №3
Методические рекомендации №1
1. Тема:Патофизиология красной и белой крови.
2. Цель:научить проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с развитием анемий и нарушением лейкопоэза.
Задачи обучения
● изучить изменения количественного и качественного состава эритроцитов илейкоцитов;
● определять по количеству гемоглобина и эритроцитов в периферической крови анемию и эритроцитоз;
● проводить оценку лейкоцитарной формулы;
Основные вопросы темы
1. Патологические формы эритроцитов.
2. Эритроцитоз, виды.
3. Эритроцитопении - анемии, определение, виды.
4. Анемии вследствие кровопотерь (постгеморрагические анемии).
5. Гемолитические анемии.
6. Железодефицитные анемии.
7. В12-дефицитные анемии, пернициозная анемия.
8. Гипо- и апластические анемии.
9. Лейкоцитоз, виды.
10. Лейкопения, виды
11. Патологические формы лейкоцитов.
5. Методы обучения и преподавания:выполнение практической работы, обсуждение результатов исследования, устный опрос, решение ситуационной задачи
Практическая работа
Цель: Освоить технику подсчета лейкоцитарной формулы.
Техника подсчета лейкоцитарной формулы и анализа полученных результатов. Для определения лейкоцитарной формулы мазок просматривают под иммерсионным объективом и находят 200 (в условиях студенческого занятия можно 100) лейкоцитов, подсчет которых ведется по группам в соответствии с их классификацией. Поиск лейкоцитов производят, перемещая мазок определенным образом, что устраняет возможное искажение результатов подсчета, связанное с неравномерным распределением лейкоцитов в мазке.
Существует 2 основных способа передвижения мазка. Согласно 1-му спо-собу мазок просматривают в поперечном направлении, т.е. от одного длинного его края к противоположному. Этот просмотр ведется в 3-х мысленно выделяе-мых зонах препарата: начальной, средней и хвостовой. Каждая из названных зон заниамет 1/3 всей площади мазка; следовательно, в каждой зоне нужно най-ти и подсчитать по 1/3 всего сосчитываемого количества клеток, т.е. соответс-твенно 33, 33, и 34 лейкоцита (или 67, 67, и 66 лейкоцитов при подсчете 200 клеток).
По 2-му способу счет лейкоцитов проводится в 4-х зонах, на которые делят мазок, мысленно проведя через его центр продольную и поперечную осевые линии. В каждой из этих зон нужно найти, таким образом, по ¼ всего количества клеток, т.е. по 25 или 50 лейкоцитов. Поиск лейкоцитов в каждой зоне в этом случае ведут по зигзагообразной линии, идущей вдоль длинного края мазка и захватывающей как краевые, так и более удаленные от края части мазка. При подсчете лейкоцитарной формулы отмечают также все морфологические отклонения лейкоцитов, появление незрелых или необычных клеток и прочие особенности периферической крови.
Запись результатов подсчета. Способ 1: проводится с помощью 11-клавишного механического счетчика. Способ 2: а)наносят по вертикали с достаточными интервалами первую букву названия вида лейкоцитов; б)каждый видимый в микроскопе лейкоцит отмечают против соответствующей буквы сначала точками, расположенными по углам квадрата, затем соединяют их палочками и проводят 2 диагонали. Очевидно, каждая такая фигура содержит 10 элементов, соответствующим 10 сосчитанным лейкоцитам. Это облегчает определение необходимого суммарного их числа (100 или 200).
Анализ полученных результатов
1. Пользуясь общим числом лейкоцитов, содержащихся в 1мкл исследуемой крови, сообщенным заранее преподавателем, и найденным процентным числом разных видов лейкоцитов, переводят последние в абсолютные цифры, т.е. рассчитывают так называемый лейкоцитарный профиль.
2. По общему числу лейкоцитов и процентному содержанию их видов определяют тип лейкоцитоза.
3. По процентному и абсолютному числу отдельных видов лейкоцитов определяют наличие относительных и абсолютных отклонений от нормы.
4. Рассчитывают индекс ядерного сдвига нейтрофилов
5. При наличии ядерного сдвига влево определяют его характер.
6. По общему числу лейкоцитов и лейкоцитарной формуле определяют патологический тип лейкограммы.
6. Литература:смотрите приложение №1.
Контроль
Тесты
1. Для гемолитических анемий характерным является ... .
А) мегалобластический тип кроветворения
В) жировое перерождение красного костного мозга
С) укорочение продолжительности жизни эритроцитов
Д) дефицит железа в организме
Е) повышение осмотической резистентности эритроцитов
2. Железодефицитная анемия характеризуется ... .
А) гипохромией
В) мегалобластическим типом кроветворения
С) ретикулоцитозом
Д) гемосидерозом
Е) гипербилирубинемией
3. Недостающим звеном патогенеза В12-дефицитной анемии является: дефицит витамина В12 → ↓ синтеза метилкобаламина → нарушение образования тетрагидрофолиевой кислоты → ..?.. → снижение процессов деления и созревания эритроцитов
А) нарушение синтеза ДНК
В) нарушение образования миелина
С) нарушение синтеза жирных кислот
Д) нарушение синтеза дезоксиаденозилкобаламина
Е) нарушение образования янтарной кислоты
4. Мегалобластический тип кроветворения характерен для ... .
А) постгеморрагической анемии
В) апластической анемии
С) железодефицитной анемии
Д) витамин В12-дефицитной анемии
Е) гемолитической анемии
5. Панцитопения – это ... .
А) уменьшение в периферической крови эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов
В) уменьшение в периферической крови лейкоцитов
С) уменьшение в периферической крови тромбоцитов
Д) уменьшение в периферической крови эритроцитов
Е) увеличение в крови всех клеток
6. Панцитопения характерна для ... .
А) талассемии
В) острой постгеморрагической анемии
С) гипо- и апластической анемии
Д) гемолитической анемии;
Е) серповидноклеточной анемии
7. У больного глистная инвазия широким лентецом. В анализе: гемоглобин - 95 г/л, эритроциты - 2,8 х 1012/л, ретикулоциты – 0,5%, обнаружены мегалоциты и мегалобласты. Определить характер анемии.
А) витамин В12- дефицитная анемия
В) железодефицитная анемия
С) гемолитическая анемия
Д) сидероахрестическая анемия
Е) гипопластическая анемия
8. Вашим заключением по гемограмме: эритроциты-3,2х1012/ л, гемоглобин-60г/л, ЦП-0,6, ретикулоциты-1%, лейкоциты-4,5х109/л, сидеропения, в мазке крови: микроциты, гипохромные эритроциты, пойкилоциты, является ... .
А) железодефицитная анемия
В) острая приобретенная гемолитическая анемия
С) витамин В12, фолиево-дефицитная анемия
Д) острая постгеморрагическая анемия
Е) гипо-апластическая анемия
9. При хронической кровопотере развивается ... .
А) анемия Фанкони
В) витамин В12 -дефицитная анемия
С) гемолитическая анемия
Д) железодефицитная анемия
Е) микросфероцитарная анемия Минковского-Шоффара
10. Больная 15 лет, кожные покровы бледные, с зеленоватым оттенком. В анализе крови: гемоглобин - 65 г/л, эритроциты 3,8 х 1012/ л, ретикулоциты - 0,1%. В мазке крови - кольцевидные эритроциты. Определить вид анемии.
А) гемолитическая анемия, нормобластическая, гиперрегенераторная
В) В12- дефицитная анемия, мегалобластическая, гиперрегенераторная
С) железодефицитная анемия, нормобластическая, гипорегенераторная
Д) сидероахрестическая, нормобластическая, гипорегенераторная
Е) гипопластическая анемия, нормобластическая, гипорегенераторная
Ситуационная задача
Больная 42 лет обратилась в поликлинику с жалобами на головные боли, плохой сон, слабость, повышенную утомляемость и периодические маточные кровотечения, не совпадающие с менструациями. Кровотечения начались около полугода назад. Анализ крови, сделанный в поликлинике: Hb 95 г/л, эритроциты 3,3х1012/л, ретикулоциты 8,5%. Содержание сывороточного железа в пределах нормы. По семейным обстоятельствам больная дальнейшее обследование и лечение не проходила. Кровотечения продолжались, прежние жалобы усугубились, состояние больной ухудшилось настолько, что ещё через полгода она была госпитализирована в гинекологическую клинику, где был поставлен диагноз «миома матки». Анализ крови при поступлении в клинику: Hb 45 г/л, эритроциты 2,2х1012/л, в мазке крови гипохромия и анизоцитоз эритроцитов (с преобладанием микроцитов), ретикулоциты 0,05%. Содержание сывороточного железа ниже нормы.
Вопросы
1. Оцените картину крови у больной в оба периода наблюдения, т.е. через полгода и год от начала заболевания (рассчитайте цветовой показатель в каждом анализе крови).
2. Сравните результаты обоих анализов. Какие количественные и качественные признаки отличают состояние крови больной при поступлении в клинику от предыдущей картины крови, обнаруженной в поликлиническом анализе? В чём заключается причина качественных отличий второго анализа крови от первого? Каково прогностическое значение обнаруженных изменений в крови?
3. Охарактеризуйте типовую форму патологии системы крови у больной в каждый из двух периодов её наблюдения – поликлинический и клинический.
4. Какие принципы терапии данной формы патологии следует использовать при составлении плана лечения больной?