Методические рекомендации по подготовке к занятиям, решению практических ситуаций

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Методические рекомендации и варианты домашней контрольной работы

Для учащихся заочной формы обучения

специальности 2-24 01 02 "Правоведение"

ВВЕДЕНИЕ

Методическое пособие составлено на основе рабочей учебной программы по дисциплине "Хозяйственный процесс", утвержденной директором ЧУО "Техникум бизнеса и права" 17.10.2007 года и в соответствии с образовательным стандартом РД РБ 02100.4.039 – 2004 специальности 2-24 01 02 "Правоведение".

Целью изучения дисциплины «Хозяйственный процесс» является усвоение учащимися значения и основных понятий хозяйственного процессуального права, его возрастающей роли в свете гарантированного Конституцией РБ права всех граждан и юридических лиц на судебную защиту.

Учащийся должен знать:

основные источники хозяйственного процессуального права и уметь использовать их содержание при решении конкретных вопросов;

систему органов, осуществляющих правосудие в хозяйственной (экономической) деятельности;

общие правила подведомственности хозяйственный споров хозяйственному суду;

права и обязанности лиц, участвующих в хозяйственном процессе;

понятие доказательств;

общие условия исполнения постановлений.

Учащийся должен уметь:

правильно определить процессуальное положение лиц, участвующих в хозяйственном процессе;

ориентироваться в вопросах родовой и территориальной подсудности;

составлять образцы исковых заявлений по отдельным категориям дел.

Методические рекомендации по подготовке к занятиям, решению практических ситуаций.

При подготовке к занятиям учащемуся необходимо изучить вопросы к теме и теоретический материал к каждой теме. При изучении теоретического материала обязательно использование Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, для уяснения смысла хозяйственного процессуального закона.

Вопросы для самоконтроля позволяют учащемуся самостоятельно проверить знания и применить их при решении практических ситуаций.

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы.

Домашняя контрольная работа представляет собой самостоятельно выполненную учащимися письменную работу, которая определяет степень овладения им теоретических знаний в области Хозяйственного процесса и его способность к применению полученных знаний для решения как типовых, так и проблемных практических ситуаций. При выполнении домашней контрольной работы, кроме материала, представленного в данном методическом пособии необходимо использовать дополнительную литературу.

Приводя в работе высказывания отдельных авторов, необходимо указать фамилию и инициалы автора, точное наименование произведения, место издания, наименование издательства и год издания. Не допускается сплошное переписывание используемых источников. Задания должны выполняться самостоятельно.

Решение практических ситуаций должно быть мотивированным, то есть содержать обоснование и аргументы, из которых оно следует. Практическую ситуацию можно считать решенной только в том случае, когда предложенное решение обосновано и аргументировано приведенными надлежащими хозяйственно-процессуальными нормами права. Причем аргументация решения должна быть подробной и основательной: со ссылкой на соответствующие статьи ХПК Республики Беларусь. Объем работы – примерно 20-25 страниц ученической тетради.

Варианты домашней контрольной работы должен быть определен в соответствии с двумя последними цифрами зачетной книжки. (Например: две последние цифры зачетной книжки 15, выбор варианта происходит следующим образом: 1 – по горизонтали, 5 – по вертикали, на пересечении вариант – 10).

 

Тема 1 Понятие, предмет, принципы хозяйственного процессуального права. Система хозяйственных судов. Должностные лица хозяйственных судов.

1.Понятие, предмет хозяйственного процессуального права. Стадии хозяйственного процесса. Цели и задачи судопроизводства в хозяйственных судах.

2. Основные принципы судопроизводства в хозяйственном суде.

3. Понятие хозяйственных процессуальных правоотношений. Объект и субъект хозяйственных процессуальных правоотношений.

4. Система хозяйственных судов.

5. Состав хозяйственного суда. Секретарь судебного заседания.

Хозяйственный процесс –эта форма деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь, осуществляющих правосудие в предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Предметом хозяйственного процессаявляется деятельность хозяйственных судов и других участников процесса по рассмотрению и разрешению экономических и иных споров субъектов хозяйствования, а также исполнение судебных решений.

Хозяйственный процесс по любому делу проходит несколько этапов, которые именуются стадиями процесса.

К стадиям хозяйственного процесса можно отнести:

возбуждение дела;

подготовка дела к судебному разбирательству;

судебное разбирательство;

производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции;

производство в суде кассационной инстанции;

производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора;

производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

принудительное исполнение судебных постановлений.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;

справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Задачами судопроизводства в хозяйственных судах являются:

правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

исполнение установленных ХПК Республики Беларусь и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;

содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота;

укрепление авторитета судебной власти.

Принципы хозяйственного процесса -это закрепленные в законодательстве общие руководящие положения, отражающие важнейшие особенности данной процессуальной системы.

Деятельность хозяйственный судов основывается на принципах:

осуществление правосудия только хозяйственным судом (ст. 10 ХПК Республики Беларусь);

коллегиальное и единоличное рассмотрение дел (ст. 11 ХПК Республики Беларусь);

независимость судей хозяйственного суда (ст. 12 ХПК Республики Беларусь);

процессуальная экономия (ст. 13 ХПК Республики Беларусь);

законность судопроизводства (ст. 14 ХПК Республики Беларусь);

равенство перед законом и хозяйственным судом (ст. 15 ХПК Республики Беларусь);

разъяснение процессуальных прав и процессуальных обязанностей (ст. 16 ХПК Республики Беларусь);

уважение достоинства личности (ст. 17 ХПК Республики Беларусь);

равноправие и добросовестность сторон (ст. 18 ХПК Республики Беларусь);

состязательность (ст. 19 ХПК Республики Беларусь);

язык судопроизводства в хозяйственном суде (ст. 20 ХПК Республики Беларусь);

гласность разбирательства дела (ст. 21 ХПК Республики Беларусь);

право на юридическую помощь (ст. 22 ХПК Республики Беларусь);

диспозитивность (ст. 23 ХПК Республики Беларусь);

непосредственность судебного разбирательства (ст. 24 ХПК Республики Беларусь);

нормативные правовые акты, применяемые при разрешении хозяйственных (экономических) споров и рассмотрение иных дел (ст. 25 ХПК Республики Беларусь);

применение норм иностранного права (ст. 26 ХПК Республики Беларусь);

обязательность судебных постановлений и судебных обращений (ст. 27 ХПК Республики Беларусь);

судебный надзор (ст. 28 ХПК Республики Беларусь);

Хозяйственные процессуальные отношенияможно определить как общественные отношения между судом и участниками процесса, возникающие и развивающиеся при осуществлении правосудия по конкретному делу, урегулированные нормами хозяйственного процессуального права.

Объектом хозяйственных процессуальных правоотношений является то, на что данные отношения направлены и оказывают регулирующее воздействие (защита, восстановление нарушенного права).

Субъекты хозяйственного процесса в зависимости от целей и задач участия делятся на две группы:

лица участвующие в деле (ст. 54 ХПК Республики Беларусь)

иные участники процесса (ст. 68 ХПК Республики Беларусь)

Организационное построение системы хозяйственных судов, их общая структура определяется Законами Республики Беларусь «О хозяйственных судах» и «О судоустройстве и статусе судей»

Единую систему хозяйственных судов составляют:

Высший хозяйственный суд Республики Беларусь;

Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные суды (по банкротству, земельные, налоговые), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Данную систему судов, возглавляет Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает их отчеты, ведет судебную статистику и организует работу по ее проведению в хозяйственных судах, а так же рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначается из числа судей – Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания.

Состав хозяйственного суда формируется с учетом нагрузки и специализации судей хозяйственного суда в порядке, исключающем влияние на его формирования лиц, заинтересованных в исходе дела.

Хозяйственный суд первой инстанции рассматривают дела как в единоличном так и в коллегиальном порядке.

По решению председателя суда или его зама дело может быть рассмотрено в коллегиальном составе, о чем выносится определение.

Председатель хозяйственного суда или его заместитель вправе заменить судью (судей) при его длительном отсутствии, о чем выносится определение. После замены судьи (судей) рассмотрение дела производится сначала.

Хозяйственные суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматривают дела в коллегиальном составе.

Председательствующим в коллегиальном составе судья назначается председателем хозяйственного суда или его заместителем.

Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Судья, председательствующий в судебном заседании голосует последним.

При рассмотрении дела судом в коллегиальном составе суда, не согласный с решением большинства, обязан подписать выносимое судебное постановление и вправе изложить свое особое мнение без отметки об этом в подписываемом судебном акте.

Секретарь судебного заседания – помощник судьи по его поручению выполняет следующие действия:

извещает участников хозяйственного процесса о времени и месте проведения судебного разбирательства и проверяет их явку в суд;

ведет протокол судебного заседания;

выполняет поручения судьи, связанные с подготовкой и проведением судебного заседания.

Тема 2 Подведомственность дел хозяйственному суду. Подсудность дел хозяйственному суду.

1. Категории споров, подведомственные хозяйственному суду. Специальная подведомственность.

2. Понятие и виды подсудности.

3. Передача дел из одного хозяйственного суда в другой.

Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.

Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных ХПК Республики Беларусь и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан.

Заявление, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, в том числе и в случае, если к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем.

Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

Наши рекомендации