VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 50.
Тема: Буквы Я, я (с. 92, 93)
Цели:
· познакомить с буквой я, её алфавитным названием;
· формировать навык чтения слов с буквой я в случаях, когда они обозначают слог-слияние и двойную роль;
· воспитывать уважение и заботу о маме.
· Оборудование:учебное пособие, звуковые схемы, сказочный домик, касса букв, предметные картинки корова, якорь, яблоко, лента букв, веер гласных и согласных.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие ребят)
Подготовка и организация рабочего места.
II. Повторение.
Дети вспоминают изученные гласные буквы, говорят, какие из них служат для обозначения мягкости предшествующего согласного (и, е).
Чтение слияний по слоговой таблице.
Делается акцент на слогах с мягкими согласными.
III. Сообщение темы и целей урока
IV. Изучение нового материала:
Слого-звуковой анализ слова доярка.
Слово произносится по слогам. Ведется наблюдение за вторым (ударным) слогом — яр. Он состоит из слияния [й'а] и согласного [р].
Говорю, что два звука, образовавшие слияние [й'а] (в схеме обозначены зелено-красной карточкой), принято обозначать одной буквой я; показываю буквы Я, я.
Знакомство с буквами Я, я.
Ученики сравнивают их, рассматривают в «Букваре», находят в рисунках, «печатают» в воздухе.
Сообщается правило: чтобы прочитать букву я в начале слова или после гласных, надо ее назвать.
Физкультминутка «Каравай»
3. Чтение стихотворения А. Шибаева:
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
— А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я
— Буква,слог и слово!
Предлагается рассмотреть иллюстрацию и найти слова, начинающиеся со слияния [й'а] (ягоды, яблоки, яхта, якорь, ящик, Яша, Яна), со слиянием [й'а] в середине слова (доярка, заяц). Дети придумывают слова со слогом я на конце (Зоя, Рая, лилия, белая, станция, милиция).
Разгадывание ребуса на с. 93 (семья).
5. Читаются слова, заранее напечатанные на доске:
мы, беда, Нина, мила, добра, лини, лили, пони. Дается задание, дописать к ним букву я (в начале, в конце или с обеих сторон), чтобы получилось новое слово (ямы, ябеда, Янина, милая, добрая, линия, лилия, Япония).
6.Обращается внимание на правописание слов Янина, Япония.
Чтение слов в букваре на с.92
8. Словесная игра «Моя мама»
Один ученик говорит: «Моя мама красивая...» Другие дети продолжают, добавляя по одному слову: добрая, умная, справедливая, милая, родная, нежная, ласковая, трудолюбивая и т. д.
Составление рассказа по картинке и заглавию
Дети читают заглавие текста «Моя мама». Рассматривают сюжетную картинку. Предлагаю составить рассказ мальчика (Яши) о маме-доярке, о том, как он любит свою маму, как помогает ей (мама на работе, а в квартире порядок), как он заботится о младшей сестренке.
Особенность рассказа в том, что он должен вестись от первого лица. Как будто каждый из ребят рассказывает про себя.
10. Работа над текстом «Моя мама»
Затем дается задание: самостоятельно прочитать текст «Моя мама», устно дополнить его подходящим по смыслу словом (лучшая). После этого текст прочитывается по предложениям. Его содержание сопоставляется с иллюстрацией и рассказами детей.
V. Закрепление изученного
Воспитательный момент
На уроке может быть использован рассказ Л. Толстого «Лучше всех»:
В толпе на улице заблудилась девочка. Бегает, кричит, ищет мать. Люди спрашивают ребенка:
— Какая же твоя мама?
А девочка сквозь слезы отвечает:
— Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.
2. Чтение стихотворения Я. Акима «Мама»:
Мама!
Так тебя люблю,
что не знаю прямо!
Я большому кораблю
дам название «Мама».
Логические задачи.
— Кто пролил молоко? — спросила мама.
— Не ... я, — прошептала Яна.
— Я-а-у ... Мя-у! — мяукнул Мурзик.
— А кто из вас сказал правду?
— Никто, — ответила Яна.
А вы поняли, кто пролил молоко? (Яна.)
Взрослый и ребенок сели в машину. Взрослый говорит ребенку: «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребенку? (Матерью.)
4. Подготовка к чтению слогов-слияний с буквой я в игре «Перезвон».
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- С какой новой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- На какой улице она будет жить?