Курса и к лабораторным занятиям
Установочные лекции в объеме 6 ч знакомят с программой курса, литературой, заданиями по контрольной работе и охватывают наиболее трудные для самостоятельного изучения разделы курса.
Лабораторные занятия (4 ч) проводятся по изучению минералов и горных пород, которые указаны в перечне. Для лабораторных занятий необходимы: учебные пособия по курсу, шкала Мооса, стекла, фарфоровые плитки, раствор соляной кислоты, горный компас, коллекции минералов и горных пород.
В период подготовки к лабораторным работам студенты должны самостоятельно освоить следующие вопросы:
1. Понятие о минерале и принципы их классификации.
2. Физические свойства минералов (агрегатное состояние, удельный вес, твердость, спайность, излом, блеск, цвет, цвет черты, прозрачность, характерные диагностические признаки).
3. Понятие о горной породе и принципы их классификации.
4. Понятие о структуре и текстуре горных пород.
5. Представление об особенностях образования (генезиса) горных пород и минералов.
ПОНЯТИЕ О МИНЕРАЛЕ
Происхождение минералов
По условиям происхождения минералы подразделяются на две крупные группы:
1. Эндогенные(внутренние) минералы, связанные с процессами, происходящими внутри земной коры. К ним относят те, которые возникают:
а) при кристаллизации магмы и лавы (магматические процессы) (гранит, кварц);
б) минералы, которые связаны с газами, выделившимися из магмы в разные стадии её эволюции (пневматолитовые процессы) (топаз, турмалин);
в) минералы, которые возникли благодаря горячим растворам (гидротермальные процессы) (флюорит, тальк);
г) минералы, возникшие в глубинных условиях под действием высоких температур и давлений (метаморфические процессы) (так, гранит превращается в гнейсы).
2. Экзогенные(внешние) минералы, образующиеся в верхней части земной коры и на её поверхности:
а) осадочного происхождения (гравий, песок);
б) органического происхождения (в результате жизнедеятельности организмов) (различные известняки, торф, угли).
Образование минерального вещества в земной коре происходит следующим путём:
1. Кристаллизацией природных силикатных расплавов.
2. Отложением минерального вещества из истинных и коллоидных растворов.
Формы природных соединений
Формы природных кристаллов разнообразны. Различаются отдельные кристаллы, их сростки и минеральные агрегаты. Агрегатаминазываются естественные скопления минералов. Наиболее часто встречаются следующие агрегаты.
Зернистые агрегаты– самая распространённая форма выделения минералов в земной коре (апатит, пирит).
В зависимости от формы кристаллов зернистые агрегаты могут быть призматическими, листовыми, чешуйчатыми, игольчатыми, волокнистыми др.
Игольчатые – кристаллы имеют удлинённую форму (роговая обманка).
Листоватые (или пластинчатые) – слюды.
Чешуйчатые, которые состоят из чешуек (слюда).
Плотные агрегаты,когда нельзя различить контуры отдельных зёрен (халцедон).
Монокристаллы – хорошо огранённые кристаллы в пустотах, трещинах, полостях.
Закономерные сростки –сростки кристаллов по определённым кристаллографическим направлениям (двойники, тройники).
Незакономерные сростки –друзы, щетки.
Друзы – крупные кристаллы, прикреплённые одним концом к общему основанию (горный хрусталь).
Щётка – мелкие кристаллы, плотно сидящие рядом на каком-либо основании.
Землистые агрегаты– отдельные минеральные зёрна не видны невооружённым глазом. Масса пачкает руки (каолин).
Округлые агрегаты.
Секреции – когда идёт заполнение пустот минеральным веществом.
Мелкие секреции (до 10 мм) называются миндалинами, крупные – жеодами.
Конкреции - это округлые формы стяжения, формирующиеся вокруг какого-нибудь центра кристаллизации.
Оолиты – сцементированные агрегаты мелких, концентрического строения, минеральных ассоциаций.
Натечные агрегаты.
Натёчные формы образуются в результате выделения минералов в твёрдом виде из раствора при испарении последнего в пустотах, трещинах, полостях. Натёчные агрегаты имеют различные формы – почковидную, гроздевидную, цилиндрическую, пирамидальную, сталактит и др.