Акон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I
О языках в Республике Казахстан
Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.
3. Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные).
ВИДЫ РЕЧИ
Монолог, монологическая речь (от моно... и греч. logos – слово, речь) – вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Диалог (от греч. diаlogos – разговор, беседа) – вид речи, разговор двух или нескольких лиц, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу
Полилог – разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении.
ФОРМЫ РЕЧИ
Различают речь внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; напр., «речь про себя».
Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.
Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.
4. УСТНАЯ РЕЧЬ
Речь, произносимая, порождаемая в процессе говорения; основная форма существования естественных языков, противопоставленная письменной речи.
Устная речь появилась раньше письменной. Для ее фиксации было создано письмо – графические знаки. Устная речь является единственной формой существования языков, не имеющих письменности.
Выделяют различные виды устной речи в зависимости от характера коммуникации (официальная/ неофициальная) и вида общения (личное/ публичное). Неофициальная устная речь осуществляется только в сфере личного общения, официальная устная речь – как в сфере личного общения (разговор начальника с подчинённым, беседы лиц на профессиональные темы, разговоры в суде и т.п.), так и в публичной.
Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако неподготовленность может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения.
От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь».
5. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергаменте, бересте, камне, полотне и т. п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности).
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная.
Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуально (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотации и др.).
Письменная речь является необходимой для многих стилей литературного языка: научного, официально-делового (жанры которого (заявления, жалобы и т.п. существуют лишь в письменной форме).
Художественная литература существует главным образом в форме письменной речи, хотя реализуется и в устной форме (художественное чтение, театральные спектакли, любое чтение вслух). Фольклор, напротив, в качестве первичной имеет устную форму существования, записи фольклора являются вторичной формой его реализации. Письменная речь – средство сохранения продуктов человеческой истории и культуры, одно из средств передачи информации.
Письменные тексты мы можем прочитать вслух, озвучить. Это – озвученный (звучащий) вариант письменной речи
6. Основные жанры письменной речи
Аннотация – краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии.
Выписка – выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей.
Заметка – 1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. Краткое сообщение в печати: газетная заметка.
Изложение – пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами.
Комментарий – толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье.
Конспект – краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи.
Обобщение – общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям.
Описание – сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента.
Письмо – 1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.
План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи.
Резюме – краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.
Рецензия – критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль.
Статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на тему…
Тезис – 1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции: тезисы доклада.
7. Слово «текст» заимствовано в 18 веке из немецкого языка, где Text < от лат. Textus «словесное единство» < «ткань», производного от Texo «тку». Слово «помнит» свое изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста выражения «прикоснуться к словесной ткани», «словесная ткань языка»
Текст – внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу: последующие предложения должны вытекать из предыдущих.
Основные признаки текста:
• Тематическое единство, при котором все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.
• Развёрнутость – развитие темы и реализация основной мысли текста через подтемы и микротемы.
• Последовательность текста предполагает, что элементы содержания текста группируются по определенной схеме – композиции текста, которая, в свою очередь, зависит от того, какой тип речи лежит в его основе: повествование, описание, рассуждение, комбинированный тип речи.
• Связность – признак текста, проявляющийся в смысловой последовательности предложений и абзацев.
• Завершенность – признак текста, проявляющийся в полном раскрытии замысла автора, в возможности восприятия новой информации.
Тема научного текста– это предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяется. Его называют слово-тема. Обычно тему обозначают существительным, в тексте оно встречается в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением. Чаще всего тема обозначается в первом предложении, иногда она может быть обозначена во втором предложении. Очень редко встречаются случаи, когда тема обозначается в виде слова-темы в конце текста или ближе к концу данного словесного целого.
Название любого текста дается в соответствии с темой. Обычно название текста дается очень кратко: одним словом-существительным или словосочетанием. Названия научных (учебных) текстов обычно даются так, как звучит их тема, т.е. предмет рассмотрения. Так чаще всего называются части учебников или учебных пособий, их разделы, главы. Фрагменты текста внутри главы также могут иметь свои названия. Они соответствуют коммуникативной задаче текста.
Микротемы научного текста- это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и ракрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Например: в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета; в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет; в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность; в микротемах текстов о функции предметов дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют; в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристика объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, родам, типам, группам и т.д.).
8. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.
В значении, близком к этому, выступает также термин сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, прозаическая строфа). Оно может совпадать с абзацем, быть больше и меньше абзаца.
В наиболее общем, «идеальном» виде ССЦ состоит из зачина (начало мысли), формулирующего тему ССЦ, средней части (развитие мысли, темы) и концовки, как бы подводящей итог микротеме не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении.
ССЦ включает несколько предложений (часто различного строения: простых, сложных, осложненных различными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста (или устного высказывания).
9. ВИДЫ СВЯЗИ
Последовательная (цепная) связь – второе предложение цепляется с первым, третье со вторым и т.д. Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием «данного» и «нового». Мысль автора развивается последовательно. То, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. д. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. д. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает как бы общий план картины, а все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Последовательная (цепная) связь используется во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений.
Параллельная связь чаще всего используется в описании и повествовании.
Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это особый способ соединения предложений в строфе, при котором синтаксическая связь между ними осуществляется в первую очередь по смыслу. Присоединение отличается отсутствием структурной соотнесенности между соединяемыми предложениями.
10. Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета.
При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей:
1) введение (общее впечатление);
2) описание деталей;
3) заключение (вывод, оценка).
Существует несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.
В художественной литературе, публицистике описание - важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление. Деловое (научное) описание включает в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, оно обычно лишено эмоциональности, образности, живости .
11. Описание – тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). От дискурса зависит использование тех или иных видов описаний. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: "Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления;
в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил он с особенными ударениями и придыханиями". Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности – одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.
Инвариантная схема описания как текста включает следующие компоненты:
1) характеристику ситуации общения;
2) структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение;
набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста. Каждая информационная модель текста-описания представляет собой модификацию инвариантной схемы.
12. Повествование, наряду с описанием, является одним из типов монологической речи. Это- это рассказ о том, что произошло, случилось. Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, объективно происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них. Поэтому главными языковыми средствами, организующими повествование, являются глагольные формы, которые, тесно переплетаясь, создают видо-временной рисунок повествования.
В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые выражают последовательность действия, смену одного цельного, завершенного действия другим, что как раз характерно для повествования в противоположность описанию.
Следует отметить и другие языковые особенности повествования:
часто глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стал работать;
могут быть использованы обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др.;
действие может детализироваться, расчленяться на составные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 1987 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на филологическом факультете.
Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста. Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой:
экспозиция к повествованию (начало события);
средняя часть повествования (его развитие);
заключение (конец события).
Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи: официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном, в художественной речи.
13. Языковые особенности повествования.
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
14,15. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:
Рассуждение == вопрос (тезис) - суждение1 – суждение2 – суждение3...
Виды рассуждений
Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.
Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.
Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса
Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать
Антитезис – утверждение, противоположное тезису.
Аргумент – доказательство.
Аргументация – доказательство верности некоего тезиса.
Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.
Тезис – главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.
Экспозиция – часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).
15.