Тема 1. Предмет и значение логики.
Логика как наука о мышлении. Роль мышления в познании. Два способа познания: чувственный и рациональный. Истинность мысли и логическая правильность рассуждений. Логическая форма мысли: понятие логического термина, логической формы и логического закона. Мышление и язык. Знак и его разновидности. Язык логики предикатов. Алфавит языка логики предикатов. Значение логики.
Студент должен знать:
- Историю и основные этапы развития науки логики
- Предмет изучения науки логики
- Особенности процесса познания
- Специфику логической формы
- Соотношение мышления и языка
- Язык и алфавит логики предикатов
- Значение логики в сфере профессиональной деятельности
Студент должен уметь:
- Определять способы познания
- Установить истинность мысли
- Различать виды знаков
- Выделить логическую форму
- Использовать язык логики
Самостоятельная работа
1. Для овладения знаниями:
- Конспектирование учебника по теме «Предмет и значение логики».
2. Для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над материалом учебника
Контрольные вопросы
1. В каких значениях употребляется термин «логика»?
2. Какие существуют основные этапы развития логики?
3. Что является предметом изучения науки логики?
4. Что такое познающее мышление?
5. Каковы основные черты абстрактного мышления?
6. Какова роль мышления в познании?
7. Какие существуют способы познания, в чем их отличие?
8. Какие формы имеет чувственное познание?
9. Какие формы имеет рациональное познание?
10. Что такое истинность мысли?
11. Что значит логическая правильность рассуждения?
12. Что такое логический термин, логическая форма и логический закон?
13. Какие свойства мышления выражают основные формально-логические законы?
14. Что такое язык?
15. Как соотносятся мышление и язык?
16. Что такое знак?
17. Какие существуют типы знаков?
18. Что изучает наука семиотика?
19. Какие виды языков существуют по происхождению?
20. Что такое язык логики?
21. Каков алфавит языка логики предикатов?
22. Каково значение логики в мышлении?
Базовая литература
1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
Основная литература
2. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
3. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
4. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
Дополнительная литература
1. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991.
2. Ивин. А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
3. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Тема 2. Понятие
Понятие как форма мышления. Соотношение предмета и понятия. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями по содержанию и по объему. Графическое изображение отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Обобщение и ограничение понятий. Логические операции с понятиями: определение, деление. Определение, его виды: реальные и номинальные, явные и неявные. Правила, предъявляемые к определениям и возможные ошибки. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение. Деление. Структура деления: делимое, основание деления, члены деления, виды деления. Правила деления и возможные ошибки.
Студент должен знать:
- Понятие как форму мышления
- Содержание и объем понятия
- Родовидовые отношения между понятиями
- Определение и его правила
- Деление и его правила
Студент должен уметь:
- Дать логическую характеристику понятиям
- Графически изображать отношения между понятиями
- Производить логические операции с понятиями
- Дать определение понятию
- Выделить виды родового понятия
Самостоятельная работа
1. Для овладения знаниями:
· Конспектирование учебника Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001. Гл.III. Разделы: а) Логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. б) Понятие и слово. в) Приемы, сходные с определением.
2. Для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над материалом учебника, подготовка к практическому занятию.
Контрольные вопросы
- Что такое понятие?
- Какие признаки называются существенными?
- Как соотносятся понятие и слово?
- Что такое содержание и объем понятия, в каких отношениях они находятся?
- Что такое класс (множество), подкласс (подмножество), элемент класса?
- Какие виды понятий бывают по объему?
- Какие виды понятий бывают по содержанию?
- Какие понятия называются сравнимые, а какие – несравнимые?
- Какие отношения существуют между совместимыми понятиями?
- Какие отношения существуют между несовместимыми понятиями?
- В чем сущность логической операции обобщение?
- В чем сущность логической операции ограничение?
- Что такое определение?
- Каковы правила определения? Какие ошибки возникают при нарушении правил определения?
- Что такое деление?
- Каким правилам подчиняется деление? Какие ошибки возникают в случае нарушения деления?
1.Для формирования умений:
· решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.1. С.4-26.
Базовая литература
1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
Основная литература
1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Дополнительная литература
1. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
2. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
3. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
4. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Тема 3. Суждение
Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Логическая структура суждений. Виды суждений: простые и сложные. Виды и состав простых суждений. Качество и количество суждений. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Распределенность терминов. Отношения между простыми суждениями (логический квадрат). Логические операции с суждениями. Сложные суждения. Виды сложных суждений: конъюнкция, дизъюнкция (строгая и нестрогая, полная и неполная), импликация, эквиваленция, отрицание. Отношения между сложными суждениями. Вопрос и ответ. Модальность суждений.
Студент должен знать:
- Суждение как форму мышления, его структуру и виды
- Возможные варианты отношений между суждениями
- Типологию вопросов и ответов
- Применение модальных суждений
Студент должен уметь:
- Выделить логическую форму суждения
- Классифицировать простые суждения по качеству и количеству
- Выявить отношения между простыми суждениями
- Представить структуру сложного суждения и определить условия его истинности
- Правильно применять разные виды вопросов и выстраивать логику вопросов и ответов
Самостоятельная работа
1. Для овладения знаниями:
· Конспектирование учебника. Темы: а) Логические операции с суждениями. б) Отношения между сложными суждениями. в) Модальность суждений. г) Логика вопросов и ответов.
2. Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом; подготовка к практическому занятию.
Контрольные вопросы
- Что такое суждение?
- Как соотносятся суждение и предложение?
- Какие виды суждений существуют по количеству и качеству?
- Какие суждения называются выделяющими и исключающими?
- Как распределены термины в простых суждениях?
- Какие существуют отношения между простыми суждениями?
- Какие выделяют виды сложных суждений и каковы условия их истинности?
- Какие существуют виды вопросов и ответов?
- Что такое модальность суждения и каковы ее виды?
3. Для формирования умений:
· решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.2. С.27-47.
· решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.7. С.170-179.
Базовая литература
1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
Основная литература
1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Дополнительная литература
1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
4.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Тема 4. Законы логики.
Понятие логического закона. Основные законы формальной логики: закон тождества и его познавательное значение; закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Последствия нарушения законов логики.
Студент должен знать:
- Основные формально-логические законы
- Возможные последствия нарушения законов логики
Студент должен уметь:
- Выстраивать свои мысли в соответствии с законами логики
- Выявлять в ходе рассуждения или дискуссии суждения, несоответствующие формально-логическим законам
Самостоятельная работа
1. Для овладения знаниями:
- Конспектирование учебника. Тема: Последствия нарушения законов логики.
2.Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом.
Контрольные вопросы
- Что такое логический закон и какую роль законы логики играют в процессе познания?
- В чем сущность закона тождества?
- В чем сущность закона непротиворечия?
- В чем сущность закона исключенного третьего?
- В чем сущность закона достаточного основания?
3. Для формирования умений:
· решение упражнений: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл.7. С.162-170.
Базовая литература
1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
Основная литература
1.Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Дополнительная литература
1.Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
2.Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
3.Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
4.Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.