Контрольно-оценочные материалы
Студентам очной формы обучения:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа по теме «Понятие как форма абстрактного мышления»
1. Определить отношения между понятиями:
Пример: Учащийся – студент. Отношение подчинения. Учащийся – подчиняющее, студент – подчиненное понятие.
А) Республика, форма правления;
Б) Известность, неизвестность;
В) Правонарушение, преступление;
Г) Бедный, богатый;
Д) Художественная литература, литература, трагедия У.Шекспира, «Ромео и Джульетта»;
2.Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:
Пример: Деревья бывают хвойные и лиственные. Основание деления – форма листьев.
А) Форма мышления;
Б) Право;
В) Студент;
Г) Преступление;
Выделить в определении через род и видовое отличие определяемое и определяющее понятие, в последнем – род и видовое отличие.
Пример: Логика – наука о формах и законах мышления. «Логика» - dfd, «наука о формах и законах мышления» - dfn, «наука» - род, «формы и законы мышления» - видовое отличие.
А) Государственный аппарат – это иерархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.
Б) Термин «консенсус» означает согласие, общее мнение.
В) Вакансия – незамещенная должность.
Г) Студент – это учащийся высшего или среднего учебного заведения.
Контрольная работа по теме «Суждение как форма абстрактного мышления»
Указать вид суждений по объединенной классификации, привести их схемы, указать распределенность S и P. Пример: Некоторые европейский страны не входят в Евросоюз. Суждение О, Нек. S не есть P; S не распределен,P распределен.
А) Не все европейские страны являются республиками.
Б) Военнослужащий, виновный в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности.
В) Ни один человек не должен страдать из-за правдивых высказываний.
Д) Неверно, что никто не говорит правды.
5. Определить виды категорических суждений, их отношения по логическому квадрату. Пример: Все студенты выдержадли экзамен по логике (суждение А) – Некоторые студенты не выдержали экзамена по логике (суждение О): отношение противоречия.
А) Каждая война сопровождается жертвами и потерями – Некоторые войны не сопровождаются жертвами и потерями.
Б) Ничто не проходит бесследно - Все проходит бесследно.
В) Некоторые свидетели в суде сообщают важные сведения о совершенных правонарушениях – Некоторые свидетели в суде не сообщают важные сведения о совершенных правонарушениях.
Г) Некоторые отрасли права основываются на обычаях – Ни одна отрасль права не основывается на обычае.
Определить виды сложных суждений и записать их с помощью символов. Пример: Иль со щитом, иль на щите. Разделительное суждение (строгая дизъюнкция). Символическая запись: pvq.
А) Если сегодня пятница, то завтра суббота.
Б) Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и другим опытам.
В) Если бы И. был на месте преступления, обязательно остались следы его ног.
Г) Действие подсудимого может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.
Контрольная работа по теме «Умозаключение как форма абстрактного мышления»
Сделать вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующих посылок. Пример: Все бабочки имеют крылья (А). Превращение: Ни одно птица не бывает без крыльев (Е). Обращение: Некоторые имеющие крылья – бабочки (О). Противопоставление предикату: Ни одно бескрылое существо не является бабочкой (Е).
А) Все нотариусы - юристы.
Б) Некоторые правонарушения умышленные.
В) Ни одно преступление против личности не является оправданным.
Г) Большинство правонарушений не является оправданным.
8.Определите фигуру и модус простого категорического силлогизма и на основании этого установите его правильность. Пример: