Ритмико-синтаксические фигуры четырехударного ямба

Законы синтаксиса прозаического обязательны, разумеется, для всей стихотворной речи, но ритмико-синтаксическая конфигурация стиха меняется от изменения размера.
Ямб отличается от хорея, двухдольники от трехдольников. Можно, разумеется, найти общие ритмико-синтаксические фигуры, но каждый из размеров будет иметь свои индивидуальные признаки. Поэтому изучение ритмико-синтаксической конфигурации необходимо начать с точно определенного одного размера.
Самым подходящим для этой цели является четырехударный ямб. Этим размером написана подавляющая масса русских стихов - от Ломоносова до наших дней. Этот размер оказался наиболее приспособленным для выражения многообразных ритмико-синтаксических форм.
Причина в том, что четырехударный ямб не симметричен, не распадается на симметричные отрезки. Благодаря этому строка четырехударного ямба допускает большее количество вариаций, чем какая-либо другая.
Двух- и трехударные ямбы слишком коротки, пяти- и шестиударные распадаются на двух- и трехударные. Четырехударный хорей с легкостью распадается на два двухударных. И только четырехударный ямб остается цельной строкой.
Если мы возьмем строку четырехударного ямба как синтаксическую единицу, как ритмико-синтаксическую единицу, то мы увидим, что примерно в семидесяти случаях из ста строка эта представляет собою сочетание трех слов или трех словесных комплексов. Это следствие ритмической природы четырехударного ямба, который в семидесяти случаях из ста дает только три ударения из заданных четырех.
Благодаря тому, что кривая ритмических интенсив в нашем стихосложении совпадает с кривой прозаических интенсив, эти три ритмических ударения требуют именно трех словесных интенсив, т. е. требуют три значимых слова. Эти три слова и составляют, с одной стороны, ритмический комплекс строки, а с другой - ее синтаксический комплекс.
Сочетание трех слов - строка из трех слов - есть типичная конфигурация четырехударного ямба. Остальные строки из двух, четырех и большего количества слов являются как бы добавочными к основной строке в три слова.

Сочетания из трех слов

Три слова, составляющие типовую строку четырехударного ямба, могут иметь различную синтаксическую природу. Они могут представлять собою вполне законченное предложение, могут представлять

стр. 34

собою законченную синтаксическую единицу и могут составлять только обрывок словосочетания, конец которого или перед этой строкой или после нее. В первом случае мы будем иметь такие строчки, как например, "Богат и славен Кочубей". Во втором - такие строчки, как "Духом смелый и прямой" или "Полон чистою любовью", и в третьем случае такие, как "Он себе на шею четки".
Если мы возьмем любое стихотворение, написанное четырехударным ямбом, и разобьем его на отдельные строчки, то увидим, что в огромном большинстве случаев эти строчки относятся ко второму типу, затем к первому и как редкое исключение к третьему типу синтаксической конфигурации.
Такие строчки как "Махнул рукой неторопливой", "Гуляют легкими роями", "Поникли юной головою", "Покрыты белой пеленою", легко вынимаются из общего контекста стиха, не нарушая синтаксической связи всего стихотворения. Есть целые стихотворения, написанные такими отдельно сделанными строчками, которые легко переставляются, уменьшаются, увеличиваются, убавляются и прибавляются без ущерба для общей ритмико-синтаксической структуры всего стихотворения; и только рифма сшивает их в строфы.

Привычное словосочетание

Ритмическая структура четырехударной ямбической строки предопределяет количество слов в этой строке. Как уже было сказано, обычно это три слова, потому что ритмическая структура четырехударного ямба тяготеет к трехударности. А если требуются три логических ударения, то носителями этих ударений должны быть три слова или три словесных комплекса.
Что же это за три слова?
При кажущемся разнообразии стихотворной семантики в действительности эти три слова легко укладываются в несколько обычных словосочетаний. Например, словосочетание местоименного прилагательного, прилагательного и существительного. Если мы обозначим местоименное прилагательное через "а", прилагательное через "б", а имя существительное через "в", то получим следующие возможные сочетания:

абв

"Мои студенческие годы".
"Твои лихие непогоды".
"Свои потерянные годы".

вба

"Ланиты свежие твои".
"Душе неопытной моей".
"Любви возвышенной моей".
"Любви неконченной моей".

бва

"Кипучей младости твоей".
"Лихая молодость моя".
"Великой родине своей". И т. д.

стр. 35

Или такое словосочетание: имя существительное плюс имя существительное в родительном падеже, а третье слово - прилагательное, согласованное с одним из этих существительных.
Обозначим первое существительное через "А", а второе через "Б", имена прилагательные обозначим через "а" или "б", в зависимости от того, с каким существительным оно согласовано. Из этих четырех элементов получаем следующие фигуры по три слова:

1. АбБ

"Краса полуночной природы".
"Восторги вольного поэта".
"Остатки каменной стены".

2. АаБ.

"Порывы буйные страстей".
"Надежда творческая славы".

3. БаА.

"Любви могущественный жар".
"Дерев безжизненная тень".
"Озер живые зеркала".
"Любви чарующая сила".
"Восторгов пламенная сила".

4. БбА.

"Восторгов пламенных пора".
"Безделья вольного сыны".

5. аАБ.

"Лихие шалости любви".
"Железной волею Петра".

6. БАа.

"Стихов гармония живая".
"Дождя потоки проливные".
"Реки течение ночное".

7. АБб.

"Удары силы непощадной".
"Порывом страсти молодой".

8. бБА.

"Минувших дней воспоминание".
"Живой мечты очаровение".

9. аБА.

"При ярком месяца сиянии".

10. АБа.

"И взор филолога угрюмый".

11. бАБ.

"Житейских бременем забот".

Или такая фигура: существительное плюс два существительных в родительном падеже, соединенных союзом "и".

"Певец Руслана и Людмилы".
"Раздолье Вакха и Свободы".
"В садах науки и свободы".
"Во имя родины и Бога".

стр. 36

Или существительное плюс два прилагательных, соединенных союзом "и".

"Любви не меткой и не славной".
"Души простой и близорукой".
"Богини скромной и веселой".

Или прилагательное плюс два существительных, соединенных союзом "и".

"Пустые взгляды и слова".
"Мои надежды и мечты".
"Мои товарищи и други".
"Моя надежда и забава".

Или существительное в родительном падеже плюс два существительных, соединенных союзом "и".

"Стихов гармония и сила".
"Любви восторги и жеманство".

Или глагол плюс два существительных, соединенных союзом "и".

"Валятся всадники и кони".
"Бегут надежды и мечты".

Та же фигура с существительными в винительном падеже.

"Взрывает воды и леса".
"Пугали старцев и младых".
"Я воспевал любовь и радость".
"Я обожал уста и очи".

Анализ этих привычных словосочетаний показывает, что семантическая их сторона почти заглушена. Не трудно вместо одного эпитета подставить другой, вместо одного существительного подставить равнозначащее, причем замена будет происходить не столько по семантической линии, сколько по ритмической. Это есть явление, которое создает стихотворные штампы.
Не нужно думать, что штамп касается только какой-нибудь одной стороны стихотворной речи. Стихотворный штамп - это и есть результат полного срастания ритмической, синтаксической и семантической стороны стихотворной речи; образуются привычные словосочетания, которыми поэт и мыслит.
Вполне естественно, что такого рода штампы, такого рода привычные словосочетания в огромном изобилии встречаются у всех эпигонов, т. е. у тех поэтов, которые принимают эти штампы как исходную точку своей поэтической работы. В настоящее время при огромном стихотворном опыте, накопленном за все время существования русского силлаботонического стиха и особенно опыт четырехударного ямба дает возможность поэтам разговаривать ямбами с неменьшей легкостью, чем человеку говорить пофранцузски, выучившись по карманному самоучителю с готовыми фразами.
Четырехударный ямб в настоящее время уже не стихотворная проблема, не речь, которая ищет своих форм выражения, а уже

стр. 37

готовый штамп, в котором едва ли можно внести какое-либо разнообразие. Этим объясняется, почему поэты, пишущие в настоящее время четырехударным ямбом, непременно и синтаксически и семантически впадают в подражание поэтам пушкинской и послепушкинской поры.
На какие темы, какими бы словами ни писать сейчас стихов, по скольку эти стихи будут написаны четырехударным ямбом, они непременно будут звучать, как стихи, написанные сто лет тому назад. Нельзя вырывать из ритмико-синтаксического и семантического комплекса отдельные элементы и пробовать сочетать их с другими, им чуждыми. Такого рода искусственное скрещивание никаких положительных результатов дать не может.

Наши рекомендации