Решения и критерии школьного этапа
Класс Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по математике
Решения и критерии школьного этапа
За каждое задание можно получить 7 баллов.
Основные принципы оценивания приведены в таблице.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. |
Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев. | |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. |
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
Помимо этого, в методических рекомендациях по проведению Олимпиады следует проинформировать жюри школьного этапа о том, что:
а) любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снятие баллов за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведённого в методических разработках или от других решений, известных жюри; при проверке работы важно вникнуть в логику рассуждений участника, оценивается степень её правильности и полноты;
б) олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в работе, в том числе зачеркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за неаккуратность записи решений при её выполнении;
в) баллы не выставляются «за старание Участника», в том числе за запись в работе большого по объёму текста, но не содержащего продвижений в решении задачи;
г) победителями олимпиады в одной параллели могут стать несколько участников, набравшие наибольшее количество баллов, поэтому не следует в обязательном порядке «разводить по местам» лучших участников олимпиады (это решает районное олимпиадное Жюри, разрабатывающее положение о победителях и призёрах школьного этапа олимпиады).
Ответы к задачам олимпиады:
Задача № 1: Дедка вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки. Дедка, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка вместе с Мышкой могут вытащить Репку, а без Мышки – не могут. Сколько надо позвать Мышек, чтобы они смогли сами вытащить Репку?
Решение:
Кошка заменяет 6 Мышек. Жучка заменяет 5х6 Мышек. Внучка заменяет 4х5х6 Мышек. Бабка заменяет 3х4х5х6 Мышек. Дедка заменяет 2х3х4х5х6 Мышек. Итого потребуется:
(2х3х4х5х6) + (3х4х5х6) + (4х5х6) + (5х6) + 6 +1 = 1237 Мышек.
Ответ: 1237 Мышек
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
Решение содержит незначительные вычислительные ошибки. | |
Решение содержит пробелы в обоснованиях. | |
Верно подсчитано, сколько Мышек заменяет Дедка. | |
Верно подсчитано, сколько Мышек заменяет Бабка. | |
Верно подсчитано, сколько Мышек заменяет Жучка и Внучка. | |
Верно подсчитано, сколько Мышек заменяет Жучка. | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
Задача № 2. У Джузеппе есть лист фанеры, размером 22 х 15. Джузеппе хочет из него вырезать как можно больше прямоугольных заготовок размером 3 х 5. Как это сделать и сколько их получится?
Решение:
Прежде всего заметим, что Джузеппе не сможет получить заготовок больше, чем (22х15):(3х5) = 22 штуки. Теперь приступим к разрезанию.
Разрежем наш лист на три части поперёк (режем сторону длиной 22): 5х15, 5х15 и 12х15. Теперь третий кусок разрежем вдоль стороны длиной 12 на четыре равных куска по 3х15. Всего получится 6 кусков – два по 5х15 и четыре по 3х15. Из первых двух кусков мы получим 10 заготовок по 5х3, а из оставшихся четырёх – 12 заготовок по 3х5. Итого получится 22 куска.
Ответ: 22 куска
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение, в том числе предъявлена верная картинка. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. |
Правильно сказано, как можно разрезать один из кусков. | |
2-3 | Найдено количество кусков. |
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
Задача № 3. Когда Гулливер попал в Лилипутию, он обнаружил, что там все вещи ровно в 12 раз короче, чем на его родине. Сможете ли вы сказать, сколько лилипутских спичечных коробков поместится в спичечный коробок Гулливера?
Решение:
В гулливерском спичечном коробке должно помещаться 12 лилипутских коробков в ширину, 12 – в длину и 12 – в высоту. Всего 12х12х12 = 1728 коробков.
Ответ: 1728 коробков
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
Решение содержит вычислительные ошибки. | |
Решение содержит погрешности в рассуждениях. | |
2-4 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. Дана формула объёма коробка. |
Подсчитано количество коробков в одном слое. | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
Задача № 4. Начнем считать пальцы на правой руке: первый – мизинец, второй – безымянный, третий – средний, четвёртый – указательный, пятый – большой, шестой – снова указательный, седьмой – снова средний, восьмой – безымянный, девятый – мизинец, десятый – безымянный и т.д. Какой палец будет по счёту 1992-м?
Решение:
Первый палец – мизинец, а затем всё время повторяется группа из восьми пальцев: безымянный, средний, указательный, большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Когда мы станем перечислять пальцы, первым будет мизинец, затем 248 раз повторяется группа из восьми пальцев, а потом – последние семь. Седьмой палец в нашем списке – безымянный.
Ответ: безымянный
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. |
Указано, что потом – последние семь. | |
2-3 | Указано, что повторяется группа из восьми пальцев. |
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
Задача № 5. Дорога от дома до школы занимает у Пети 20 минут. Однажды по дороге в школу он вспомнил, что забыл дома ручку. Если теперь он продолжит свой путь с той же скоростью, то придёт в школу за 3 минуты до звонка, а если вернётся домой за ручкой, то, идя с той же скоростью, опоздает к началу урока на 7 минут. Какую часть пути он прошёл до того, как вспомнил о ручке?
Решение:
Если Петя вернётся домой за ручкой, то на весь путь он потратит на 3 + 7 = 10 минут больше, чем потратил бы, если бы не возвращался. Это значит, что путь от того места, где он вспомнил про ручку, до дома и обратно занимает 10 минут. Следовательно, Петя вспомнил про ручку в 5 минутах ходьбы от дома, т.е. он прошёл ¼ пути.
Ответ: ¼ пути
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. |
Указано, что Петя вспомнил про ручку в 5 минутах ходьбы от дома. | |
2-3 | Найдено на сколько минут Петя потратит больше из-за возвращения домой. |
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
Задача № 6. Четыре одинаковых игральных кубика сложены, как показано на рисунке. Сколько точек на самой нижней грани?Ответ объясните.
Решение:
Ответ: Шесть.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |