Критерии оценки состояния здоровья детей
В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621.
В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка по-прежнему основывается на четырех базовых критериях:
· наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
· уровень функционального состояния основных систем организма;
· степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
· к 1-й – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
· ко 2-й – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
По данным Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга только 12% детей в возрасте от 0 до 17 лет признаны здоровыми (1‑я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2‑я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3‑я группа здоровья). Дети 4–5‑й групп составляют 1–2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3‑ю группу здоровья.
· к 3‑й – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;
· к 4‑й – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
· к 5‑й – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Критерии психического здоровья
1. Отсутствие заболеваний.
2. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).